Писатель в погонах или ученый в милицейской форме. Биография Александры Марининой

Встреча Александры Марининой с читателями

Подполковник милиции и писательница. Стоит сказать это определение, и все сразу поймут, о ком идет речь. Мы знаем её под именем Александра Маринина. Она подарила читателю Настю Каменскую, участкового Игоря Дорошина и многих колоритных персонажей, которые стали известны широкой публике не только из замечательных детективных романов, но и благодаря экранизации произведений, где роли марининских героев сыграли ведущие актеры нашей страны. Биография Александры Марининой известна не так хорошо, как истории её героев. В этой статье поговорим о жизни писательницы.  Те, кто знаком с её произведениями наверняка заметят что Биография Александры Марининой в чем-то похожа на историю жизни её главной героини Насти Каменской.

На самом деле «по паспорту» автора зовут Марина Анатольевна Алексеева. Происхождение псевдонима писательницы восходит к годам её службы в академии МВД. Будучи научным сотрудникам академии «при погонах», вместе со своим коллегой по имени Александр Горкин они писали материалы для различных ведомственных изданий. Как вспоминает писательница, это были преимущественно материалы юмористического характера. С целью не загромождать поле подписи под статьей двумя фамилиями, соавторы придумали общий псевдоним, составив его из своих имен. Так и появилась Александра Маринина. Первым детективным произведением, вышедшим под этим именем, стала повесть «Шестикрылый Серафим», написанная в соавторстве.

Затем псевдоним перекочевал в индивидуальное творчество, когда она начала писать произведения детективного жанра. В первой повести, как вспоминает сама автор, ей хотелось «выплеснуть всё негодование» по поводу работы системы внутренних дел. Она была внутри этой системы и как никто понимала весь «кавардак», там происходящий. Но издавать книгу, содержащую «критические пассажи», под своим именем было чревато. «У меня было много начальников», — говорит Маринина. Ей хотелось «спрятаться за псевдонимом». Так, продолжая работать и начав писать книги, она несколько лет продолжала быть одновременно и сотрудницей  МВД Алексеевой, и писательницей Марининой.

Биография Александры Марининой показывает, что корни будущей писательской и юридической карьеры, как это всегда бывает, растут из детства. Марина Алексеева родилась во Львове, в Украинской СССР, в 1957 году. Но в школе она училась уже в двух российских столицах. Семья переехала сначала в Ленинград, потом в Москву. Все школы, где училась будущая писательница, были с углубленным изучением английского языка. Марина Анатольевна вспоминает, что родители развивали её «гармонически», как это было принято в те годы. «В результате получилось что-то не понятное: и не милиционер, и не писатель», — шутит автор о самой себе. Но мы-то  с Вами понимаем, что это самоирония.

Вспоминая своё детство, писательница называет себя «патологически послушным» ребенком. Училась она хорошо, но учеба в школе не была для неё интересной и воспринималась как «работа», а вот чтение с детства было её страстью. В доме была большая библиотека и стеллажи стояли в потолок. То, что, по мнению родителей, можно было читать ребенку, стояло на той высоте, до которой девочка могла дотянуться, и рано или поздно ею прочитывалось. О том, что можно встать на стул она ввиду своей «патологической послушности» догадалась далеко не сразу. Двумя самыми главными и любимыми книгами, прочитанными в школьные годы, стали книга Ромена Ролана «Жан Кристоф» и роман Максима Горького «Мать».

Семья, в которой росла Марина Алексеева, была «юридической»: отец – практикующий адвокат, мать – преподаватель права. Родители воспитывали девочку строго, но никогда не навязывали своё мнение. До 9 класса Марина собиралась быть киноведом, её привлекали подробные теоретические обзоры фильмов, публикуемые в журналах и, чувствуя в себе склонность к аналитической работе, она мечтала писать серьёзные, теоретические статьи о кино. Способности к аналитике ей пригодились, но в другой профессии, решение пойти по стопам родителей было принято ею самостоятельно.

Она закончила юридический факультет МГУ, но изначально поступала в Ленинградский Университет. В те годы существовал так называемый «ректорский список», и «без блата» поступить в Москву было не реально, как бы хорошо ты ни сдал экзамены. В Ленинграде же, как раз за год до её поступления, с «ректорским списком» произошел скандал. Марина этим воспользовалась и, поступив на «общих основаниях» в ЛГУ, на втором курсе перевелась в Московский Университет.

После университета пошла в адъюнктуру. Это почти то же самое, что и аспирантура, только «с погонами». Диплом она писала при академии МВД, где к моменту её выпуска как раз была потребность в научном сотруднике. В то время на работу отправляли «по распределению». Академия МВД отправила в университет запрос персонально на имя Алексеевой, и она получила туда распределение. Но, как назло, в этот момент случилось несчастье, погиб начальник академии, в связи с чем началась проверка, и был временно закрыт приём на офицерские должности. В реалиях Академии МВД должность «научного сотрудника», на которую пригласили Алексееву, была офицерской. В результате её смогли взять только лаборанткой. Полтора года выпускница юридического факультета лучшего вуза страны проработала на «рабочей» должности, куда принимают после 9 класса. После окончания проверки той должности, на которую её приглашали, не стало. Ей пришлось вновь ждать, пока освободиться место, на которое её готовы будут взять.

В отдел по профилактике преступности нужен был научный сотрудник, готовый выезжать в места лишения свободы. Работа, мягко говоря, психологически и физически сложная, но будущей писательнице было всё равно. Повышение зарплаты, погоны и возможность карьерного роста – то, о чем можно было мечтать. Пришлось выезжать в мужские зоны, работать с заключенными. И это, по признанию писательницы, пошло ей на пользу, в том числе для её будущей писательской карьеры. Пред ней предстало множество человеческих типажей, она научилась понимать «психологию преступника». Специфика работы определяет тему её научных исследований. Марина Алексеева — кандидат юридических наук, диссертацию она защищала на тему: «Личность отчужденного за насильственные преступлений и предотвращение социального рецидива.

После окончания адъюнктуры её через некоторое время принимают на должностью Начальника учебно-методического кабинета кафедры. Потом работа в новом научном центре при МВД, где Алексеева проработала до 1994 года, когда с административным повышением ушла в Высшую Школу Милиции. К тому время писательская звезда Александры Марининой уже начала восходить. В 1995 году все в «системе» прекрасно знали о том, кто скрывается под этим псевдонимом. В этом году она получает премию МВД за лучшее произведение о работе сотрудников правоохранительных органов. Первые произведения Маринина писала только во время отпуска. 1996-1997 годы, когда она ещё работала в МВД, оказались одними из самых продуктивных в её карьере. В 1998 году её признают «Писателем года». Как раз в этом году она выходит в отставку в возрасте сорока лет. Полковник милиции Марина Алексеева говорит, что если бы не успех писательницы Марининой, она не ушла бы из органов «так рано».

Посвятив значительную часть своей жизни системе МВД, Марина Анатольевна Алексеева ни дня не проработала «на земле», на непосредственно оперативно-розыскной работе в простом отделе милиции. Однако само нахождение «внутри системы» и многолетняя научная и аналитическая работа в этой сфере помогли понять и прочувствовать, «как там всё устроено». Поэтому будни Насти Каменской, работающей в должности следователя-аналитика на «элитной» Петровке представляются в её книгах очень реалистическими.

Коллега Марининой детективная писательница Татьяна Устинова замечает, что Марина Анатольевна была первой, кто в нашей стране стал писать «самые настоящие детективы», в лучших традициях жанра. Книги Марининой – это действительно не просто «детектив про милицию», это реалистические романы о жизни и буднях сотрудников органов и о неприглядной российской действительности. В своих книгах она затрагивает и разборки «в верхах системы», и описывает жизнь простых людей. А в центре всего этого «героиня нашего времени» — женщина со странностями и гениальный сыщик Настя Каменская. Почти у любого писателя созданный им главный герой произведения зачастую похож на него самого. Вспоминая Елену Яковлеву, сыгравшую роль Каменской, можно подумать, что нет ничего общего между её персонажем и настоящей Александрой Марининой. Но на самом деле Настя Каменская немало взяла от своей создательницы. Режиссер знаменитого сериала Юрий Мороз отмечает, что автора и её героиню роднит «замкнутость в работе», два ареола обитания:  один – работа, второй– дом и семья.

В жизни автора, как и в жизни её героини, семья и личная жизнь играет большую роль. В отличие от своего персонажа Маринина была замужем дважды, первый раз она пошла под венец в 19 лет, ещё в институте. Её избранником стал слушатель школы Милиции из Омска,  второй муж – доцент академии МВД, полковник милиции Сергей Заточный. Детей у Александры Марининой нет.

Относительно схожести во многих моментах с придуманным ею персонажем Маринина говорит, что изначально Настя Каменская была написана почти на 90% с неё самой. Но с тех пор, как она была придумана, и автор, и её героиня сильно постарели, и старели они «по-разному», и со временем героиня отдалилась от автора, приняв «собственные черты». Образ Каменской получился очень объемным, колоритным. Многими любителями детективов она воспринимается не просто как литературный персонаж, а как «живой человек», со своими проблемами и особенностями. Она как будто спустилась в наш мир со страниц произведений и живет среди нас. Конечно же, Каменская, как образ и как человек — это не только характер персонажа, досконально прописанный Марининой, но и режиссура Мороза и блистательная игра Елены Яковлевой. Экранизировано было большинство книг о Каменской, всего вышло 6 сезонов. Ещё несколько произведений осталось в «загашнике», и Маринина не против их экранизации.

Со временем Каменская перестала быть единственной героиней романов Марининой, в последнее время о Насте она уже не писала. Автор отходит не только от своего самого известного персонажа, но и от жанра «самого настоящего детектива», тренд которого был ею заложен. Среди последних её произведений есть и психологические драмы, и семейные Саги, где «детективная составляющая» если и присутствует, то играет не главнейшую роль. Книги Марининой вообще хороши тем, что являясь детективами по форме, по содержанию и посылу выходят за грань «детектива как такового». Она очень скрупулёзно работает над сюжетом, дотошно собирает материал, составляет план, прописывая содержание глав и отдельных сцен, консультируется со специалистами той или иной области. «Серьёзность подхода» очень заметна при ознакомлении с её романами, как ранними, так и поздними.

Прочитав эту статью, Вы поняли, что биография Александры Марининой очень тесно переплетается с её творчеством. Подробнее о творчестве Александры Марининой и её месте в пространстве детективного жанра можно прочитать здесь.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий