Жанр детектива и современная литература. Творчество Александры Марининой

 

В современном обществе существует ряд стереотипов относительно некоторых жанров, направлений и «сортов» современной литературы. Литературу принято делить на массовую и не массовую, модную и вечную. При этом совершенно непонятно, почему модная литература не может быть вечной, и почему в рамках популярного жанра нельзя создать по-настоящему стоящее произведение. В данной статье мы внесем небольшой вклад в развенчание стереотипа поговорив о таком жанре, как детектив.

Писатели, садясь создавать своё произведения, преследуют разные цели. Кто-то хочет донести свои мысли, кто-то пишет без какой-либо цели, просто потому, что не может не писать, а кто-то берется за перо, чтобы заработать денег. Последняя цель далеко не всегда является единственной и главной. Оплачиваться должен любой труд. И опять же не понятно, почему за плохую книгу надо платить, а за хорошую не надо? Кто придумал такие законы? Только наша собственная вера в стереотипы.

Для читателя же важен всего один критерий — книга должна быть интересной. Если книга написано не интересно, у неё плохой сюжет, ничто не сможет сделать книгу читаемой. Её оценят единицы, может быть десятки или сотни «ценителей» и «академиков», которые станут ломать голову над философским подтекстом. Массовый же читатель закроет книгу, прочитав несколько страниц.

Существующие в обществе стереотипы порой дают «обратное действие» этому закону. Читатели, считающие себя людьми с хорошим литературным вкусом, столкнувшись с произведением «популярного» жанра, отложат книгу, даже не читая.

К таким «популярным» жанрам,относится детектив. Жанр детектива в современной литературе зачатсую воспринимается как что-то низкопробное.  И у такого отношения есть свои корни. Действительно, детективы пишут все кому не лень, а народ, желающий отдохнуть после тяжелого трудового дня легко «схавает» очередную историю про маньяка, и хитроумного следователя, пытающегося поймать его. На этом строится рейтинги популярного телеканала НТВ.

Весь ли детектив низкопробен? Ведь у этого жанра есть свои признанные классики — Агата Кристи, Артур Конан Дойл, Рекс Стаут. Однако, стоит заметить, что в тот момент, когда эти, сегодня признанные писатели, создавали свои произведения детективного жанра, их мало кто воспринимал всерьёз. Артур Конан Дойл писал не только детективы и наверное, сильно бы удивился, узнав, что остался в истории мировой литературы благодаря историям о Шерлоке Холмсе.

Ну — это было тогда, скажет мне читатель, а сегодня общий культурный уровень упал. Зачастую за детективную литературу берутся все, кто хочет стать писателем и заработать на этом. Заработать можно на любом другом жанре, если написать интересно, так чтобы твою книгу читали. Но почему-то многим кажется, что читать будут именно детектив. При этом считается, что написать детектив может каждый. Главное два героя — убийца и опер, а остальное неважно.

А ведь книга тогда получается хорошей, когда человек хорошо разбирается в том, о чем он пишет. И что же, скажите на милость, должен писать сотрудник академии МВД, подполковник полиции, вышедший в отставку, как не детектив? И кто вам сказал, что книгу такого автора надо смешать с общей кучей плохого детектива и закрыть, не читая. Ведь написать книгу «на потребу публики», «как попало» и «лишь бы схавали» можно в любом жанре. И совершенно не важно, получает автор гонорары за свои произведения или нет.

Автором, на которого мы намекнули выше, является современная российская писательница Марина Анатольевна Алексеева, известная как Александра Маринина. В одном из фильмов, снятых по произведению Марининой, выражается отношение к детективу. Свою позицию Маринина вложила в уста одной из своих героинь, писательницы Татьяны Томилиной, которая является, вероятно, вторым альтер-эго автора, после главной героини Насти Каменской. Став гостьей телевизионной передачи в ответ ведущему, начавшему ругать детективный жанр, Томилина говорит следующее: «Литература не бывает первого, второго, пятого сорта… вы кичитесь своим изысканным вкусом, а на самом деле не знаете о детективе ничего».

Обратившись к книгам Марининой, понимаешь, что читаешь реалистический роман с детективным сюжетом, что автор хорошо разбирается в теме и очень правдиво и интересно описывает истории живых людей. Читая её книги вериш , что в полиции действительно есть разные люди, есть те, кто сажает первого встречного, есть «глухари», а есть «каменские».

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий