5 композиторов, чья музыка стала известнее, чем их имена

Большинство известных музыкальных произведений, популярных хитов и мелодий неразрывно связаны с именами людей, написавших их. Песни «Битлз» всегда будут узнаваться как творения великой «ливерпульской четверки», а музыка Чайковского и Мусоргского, исполняемая по всему миру, подарила всемирную славу этим выдающимся русским композиторам. Однако бывает так, что мелодия обретает невероятную популярность, остается в памяти поколений и узнается даже теми, кто далек от музыки, а вот вопрос «кто её написал» вызывает затруднение у большинства слушателей. О пяти таких случаях мы и поговорим в данной статье.

Франсиско Таррега — Gran Valse

На заре появления и активного внедрения в нашу жизнь мобильных телефонов особую популярность у русского населения получили финские телефоны марки Nokia. В старых телефонах никакой полифонии ещё не было, а даже когда она появилась, «поставить на звонок» любимый трек в том виде, в котором он звучит в наушниках, ещё было нельзя. Счастливые обладатели «мобильников» довольствовались небольшим набором стандартных мелодий, некоторые из них врезались в память. Одной из самых популярных стала «фирменная мелодия» телефонов Nokia, которая так и называлась «Nokia Tune». Мало кто из абонентов знал, что эта мелодия не была придумана финскими разработчиками, появилась она в другую эпоху и в другой части Европы, вовсе не в Финляндии, а в солнечной Испании. Одним из музыкальных символов этой Пиренейской страны является гитара. Автор музыкального произведения, фрагмент из которого стал хитом под названием «Nokia Tune»  — один из основоположников классической гитарной школы, испанский гитарист-виртуоз Франсиско Таррега.  Его имя  знают только музыковеды, испанисты и профессиональные гитаристы, которые разучивали написанные им пьесы для классической гитары. На самом деле знаменитая мелодия – это музыкальная фраза из произведения  Тарреги «Gran Valse» (исп. «Большой вальс»). Написано оно было в 1902 году.

Консуэло Веласкес  «Besa me mucho»

В испаноязычном мире появился «хрестоматийный» пример песни, которая стала считаться «народной» ещё при живом авторе. Если спросить человека, далекого от испанской музыки, вспомнить песню на испанском языке, то наряду с популярной в последнее время Despasito и песней из фильма «Desperado», скорее всего, назовут «Besa Me Mucho». А представители старшего поколения наверняка вспомнят именно эту песню в первую очередь. Написала её мексиканская пианистка и композитор Консуэло Веласкес.

Консуэло Веласкес ( исп. Consuelo Velazquez) — мексиканская пианистка, композитор, поэт-песенник ( годы жизни: 1916 — 2005)

Сейчас уже многие идентифицируют её как автора этой песни, но всё же её имя не так известно как композиция. Сама композитор рассказывала, что когда её просили сыграть что-нибудь из «своего» и она начинала «Besa Me Mucho» люди очень удивлялись и говорили ей: «Как? Это Вы написали, а мы думали, что эта песня народная». Легендарную композицию на испанском языке кто только ни пел – она звучала и из уст классиков мировой эстрады и голосами посетителей «караоке» в разных странах мира. Одним из «канонических» исполнителей этой песни стала кабовердийская певица Сезария Эвора, ставшая символом своей маленькой португало-язычной страны и запомнившаяся многим в мире именно благодаря исполнению хита Консуэлы Веласкес. До сих пор у некоторых слушателей испаноязычная песня ассоциируется скорее с певицей португальской колонии, нежели с мексиканским композитором.

 

Поль Кулак – «Ключи от Форта Боярд»

Недавно в рубрике «Массовая культура» на нашем сайте вышла статья о легендарной передаче «Форт Боряд». Её оригинальное название «Ключи от Форта Боярд» — именно так называется музыкальное произведение, которое звучит в этой программе. Благодаря популярности передачи, эту музыку знают все, её первые аккорды побуждали нас бежать к телевизору, чтобы смотреть любимое шоу. А кто же написал эту замечательную, яркую музыку?

Композитора зовут Поль Кулак. Настоящая фамилия его Кулаксезян. Он родился во Франции, но также как и его коллега Шарль Азнавур, ровно настолько же француз, насколько музыканты группы  «System of a Down» — американцы. Армянский француз Кулак  — выпускник Парижской консерватории. В 1973 году написанная им песня звучала от Франции на музыкальном конкурсе «Евровидение» в исполнении певицы Мартины Клемансо. Основные и наиболее известные произведения этого композитора – это музыка для телевидения. Он написал саунд-трек не только к «Форту Боярд», но и ещё к нескольким передачам и сериалам. Потому не удивительно, что его имя не получило широкой известности: когда мы смотрим сериал или телепередачу, мы редко задумываемся о том, кто написал музыку. Особенно если речь идет о зарубежном композиторе, создававшем музыку для продуктов национального телевидения.

 

Владимир Косма – Музыка из к. ф. «Игрушка».

Если Поль Кулак свои основные произведения написал для телевидения, то следующий «ненастоящий француз» состоялся как кино-композитор. Румын по происхождению Владимир Косма вырос в музыкальной семье. Свою музыкальную карьеру сделал во Франции, после того как в 1963 году переехал в Париж.  Он автор саундтреков более чем к 200 фильмам. Имя композитора осталось куда менее известно по сравнению с фильмами, в которых звучит его музыка. Комедии с Пьером Решаром стали классикой французского кино и пользуются огромной популярностью по всему миру, в том числе и в России. Но даже если Вы не смотрели знаменитый французский фильм «Игрушка» велика вероятность того, что музыка из этого фильма покажется вам до боли знакомой. В России, главная тема из х.ф. «Игрушка» звучала в одном из рекламных роликов 2000-х годов.

В истории кино и музыки бывали случаи, когда песня или музыкальная тема становится известнее фильма. Самый характерный пример это — «Есть только миг» Зацепина-Дербенева: эту песню и её авторов знают все, а вот фильм «Земля Санникова» помнят куда меньшее количество советских зрителей. Но чаще всего происходит наоборот. Посмотрев фильм, мы запоминаем режиссера, исполнителя главной роли, и уж только иногда широкий зритель обратит внимание на личность композитора. Так обычно случается когда фильм по жанру является «мюзиклом», и музыка в нём –основа основ и главный секрет успеха, или когда речь идет о фигуре уровня Эннио Морриконе, чья музыка для фильмов принесла ему всемирную славу.

 

 

Музыка из фильма «Игрушка» ассоциируется у нас скорее с веселой физиономией Ришара, нежели с именем её автора.

 

Флориан Герман и Адальджизо Феррарис – Очи черные

Знаменитый роман «Очи черные» стал одной из самых известных в мире «русских песен». Кто-то как и в случае с «Besa Me Mucho» считает эту песню народной, кто-то идентифицирует её с цыганской культурой на территории России. Однако, у этого романса есть авторы, и с точки зрения музыки песня является не такой уж и русской. Изначально романс исполнялся на музыку русского композитора французского происхождения Флориана Германа. Но окончательную форму романс приобрел позже, в начале XX века, когда была написана популярная мелодия, прославившаяся на весь мир.

 

Когда известный испанский певец Хулио Иглесиас создавал свой знаменитый хита «Натали», он говорил, что хочет написать песню в «русском стиле». В припеве этой песни отчетливо угадываются мотивы романса «Очи чёрные». Этого заимствования сам испанец не скрывал.


Однако, родина автора этой мелодии географически куда ближе к Испании, нежели «холодная Россия». Окончательную и наиболее известную версию музыки романса написал итальянец по происхождению Адальджизо Феррарис. Пианист и композитор за свою жизнь успел пожить и поработать не только на родине в Италии, но и в Лондоне, а в 1910 году оказался в Петербурге, где он играл для самого императора Николая II и, находясь в России, «доработал» знаменитые «Очи черные».

 

Адальджизо Феррарис

Кого из двух авторов Флориана Германа или Адальджазио Ферарриса можно считать полноправным автором музыки романса – вопрос спорный. Чаще всего указываются оба имени. Однако широкой публике эти имена, как правило, ничего не говорят. А «Очи черные» как в начале и в середине прошлого века, так и теперь продолжают оставаться одной из самых популярных в мире «русских» песен.

В завершении статьи стоит также отметить, что известность в мировой культуре — категория достаточно относительная: у всех людей разные интересы, определяющие уровень их знаний и «культурная траектория». Один и тот же исполнитель или композитор кому-то кажется «широко известным» и великим, а кто-то и слыхом не слыхивал такого имени. Поэтому все рассуждения об уровне известности всегда субъективны. В данной статье я отталкивался не от персоналий, а от самих мелодий, ставших частью культурного пространства в определенную эпоху.
В мире  музыки существует ещё огромное количество «безымянных мелодий». И наверняка кто-нибудь из читателей вспомнит другие примеры, не упомянутые в статье. Пишите об этом в комментариях.

 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий