Рецензия: «Невыносимая легкость бытия» Дианы Арбениной.

Альбом: Невыносимая легкость бытия

Исполнитель: Ночные снайперы

Год: 2019

Страна: Россия

Жанр: Rock

 


9 июля 2019 года известная певица, автор песен и лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина отметила свой 45-летний юбилей. Накануне юбилея в свет вышел новый альбом  под названием «Невыносимая легкость бытия», пластинка включила в себя 12 песен, многие из которых уже хорошо известны слушателям и успели стать яркими хитами современности. Для тех, кто хоть краем глаза следит за творчеством Дианы Арбениной, не секрет, что в последнее время её творческий облик существенно изменился, позднее творчество «Снайперов» органично вписалось в современный этап развития музыкальной культуры и агонизирующего русского рока. В этом смысле новый альбом получился очень характерным, отражающим последние тенденции в творчестве певицы и в русской рок-культуре. Пластинка интересна не столько сама по себе, сколько в контексте современного этапа творчества коллектива
.

«Снайперские» юбилеи: вчера и сегодня

. Предшествующий  «личному юбилею» год оказался ознаменован «четверть вековой датой» творческой деятельности в составе «Ночных снайперов». По поводу 25-летия коллектива состоялся грандиозный концерт в «Олимпийском», преподнесший поклонникам группы много сюрпризов. Впервые за много лет вместе на одной сцене выступили две «вчерашние подруги» основательницы «Снайперов» — Диана Арбенина и Светлана Сурганова. В интервью Диана неоднократно развеивала мифы и слухи об их ссоре, говоря о том, что в один прекрасный момент исполнительницы просто пошли разными путями. И закономерно неся слушателям один и тот же посыл, финишировали в разных точках музыкальной культуры. Их совместное выступление на концерте в «Олимпийском», насквозь пронизанное опытом прошедших лет, показало, что «Ночные снайперы» вряд ли могли бы дойти до нас сегодня в том виде, в котором мы знали эту группу как дуэт.  

С момента «полураспада» группы прошло уже без 15 лет. В истории российской музыки эти годы стали временем рассвета и наибольшей популярности рок культуры, когда каждое лето страна жила духом «Нашествия» и других «дочерних» и похожих по формату фестивалей. На сценах этих фестивалей и Арбенина, и Сурганова были желанными гостями и выступали на одной сцене, но в составе разных групп. Это было время, когда рок-музыка в стране достигла своего пика, и, попав в «жернова» популяризации, стремительно меняла свой облик. Рассвет закономерно сменился закатом, и сегодня система координат в музыкальной культуре стала уже совсем иной. Сопоставляя Арбенину «эпохи 31 весны» и Арбенину сегодняшнего дня, разницу можно почувствовать невооруженным глазом. Новый альбом группы «Ночные снайперы» представляется творческим продуктом, вытекающим из «логики развития творческой траектории» исполнительницы и своеобразным «мостиком» между двумя эпохами. Важную роль здесь играют не только сами песни и их чисто музыкальные характеристики, но и само позиционирование певицы, посыл, который она несет своим поздним творчеством, и место коллектива в палитре современной российской музыки.

Дихотомия концептов «рок» и «поп» в образе, творчестве и мировоззрении Дианы Арбениной

Юбилейное лето Дианы Арбениной также оказалось ознаменовано наградой «Лучший рок-исполнитель года», которую ей вручил ни кто-нибудь, а канал МУЗ-ТВ. До этого, на рубеже 18-19 годов, группа «Ночные снайперы» получила «Золотой граммофон» за песню «Разбуди меня», которая стала стартовым треком диска «Невыносимая легкость бытия». Со сцены певица призналась, что это её «первый граммофон». В эпоху «рассвета роккультуры» рокеры «арбенинского» и «предарбенинского» поколения действительно редко получали подобные награды, и стереотипное отношение «рок-дискурса» к популярной культуре вовсе не делало вручение таких премий престижным.

Вручение «волшебной тарелочки» от МУЗ-ТВ в «рокерской номинации» за 2019 год именно Арбениной – событие закономерное и тенденциозное. Из современных артистов, ассоциирующихся с рок-музыкой, именно Арбенина и её «Ночные снайперы» остаются в фокусе массовой культуры, и, конечно же, Диана Сергеевна достойна подобной премии хотя бы по совокупности заслуг. Но надо понимать, что в 2019 году рока в том понимании, к которому мы привыкли, уже нет. «Старая гвардия» варится в собственном соку, с каждым днём всё больше покрываясь нафталином, и ассоциируется скорее с прошлым, чем с будущим, а неожиданно нахлынувшую «новую волну» в лице Пошлых Молли, Гречки и Кис-Кис меломанское сообщество пока не готово воспринимать как рок-музыку. Получается, что кроме Арбениной, никого и не осталось. «Ночные снайперы» — одна из немногих групп «четвертой» и предшествующих волн русского рока, которая демонстрирует развитие и «адаптируется» к реалиям эпохи. Другой вопрос, можно ли назвать современное творчество Арбениной роком в привычном понимании. В статье о классической эстраде я уже высказывал мысль о том, что облик российской поп-музыки формируют «выходцы» из разных жанров. Сегодняшнее положение Арбениной в музыкальной культуре дает основание для того, чтобы отнести её к представителям поп-музыки, которые «родом из рок-н-ролла». Передача «Прямой эфир» Андрея Малахова, вышедшая по случаю сорокапятилетия певицы, где рассказывалось о современном образе жизни и творческих принципах певицы, показала, что, с одной стороны, Арбенина интегрировалась в поп-культуру, но, с другой, «принципы» и «мысли» у неё остались рок-н-рольные.

Став органичной частью пространства поп-культуры, Арбенина постоянно говорит о себе, как о представителе рок-н-ролла. И в данном случае нельзя сказать, что артистка лукавит. В одной из авторских передач «Живой звук» «Снайперша» искренне говорила о Янке Дягилевой как об основоположнице женского рока и о влиянии этой «андеграундной рок-певицы» на своё творчество, тем самым признавая её своей преследовательницей. В 2017 году вышла песня «ЦОЙ», в её тексте явны отсылки к творчеству «Кино», а в клипе на фоне поющей Арбениной появляются изображение ушедших от нас рок кумиров. Песня не вошла в альбом «Невыносимая легкость бытия», оставаясь в формате сингла, хотя надо признать, что данный трек неплохо бы смотрелся в пространстве альбома, дополнив его и усилив еле заметную «контрастность», которая присуща данному диску. Само название «Невыносимая легкость бытия» отсылает к роману М. Кундеры, в любви к творчеству которого Арбенина неоднократно признавалась. Однако, нельзя не заметить, что заглавие романа уже эксплуатировалось в рок-культуре Егором Летовым, который в числе прочих появляется в клипе на песню «Цой». Так, Арбенина ненавязчиво делает нам тонкие намеки, позволяющие считать её продолжательницей исконной традиции русского рока. На этом фоне  сегодняшние разговоры Арбениной о «женщине в рок-н-ролле» уже не кажутся позерством. Слушатели, скептически относящиеся к данной артистке, а таких не мало, с сожалением заметят, что это всё, что осталось от былого рок-н-ролла. Но надо заметить, что Диана Сергеевна выбрала очень правильную стратегию. Показывая свою приверженность рок-н-роллу, она в то же время не придерживается каких-то рамок и действует от собственного ощущения жизни. А это вполне себе «рок-н-рольный» подход к делу. Своеобразным переломом в её творчестве стал 2016 год и альбом «Выживут только влюбленные». Сохранив своей творческий почерк, в этом альбоме исполнительница вышла как бы на новый уровень понимания и восприятия происходящего, закономерно спев «Я пишу свою историю, собаки лают, а мне здорово». Альбом «Невыносимая легкость бытия» продолжает линию, начатую предыдущей полноформатной пластинкой.

 

Особенности звучания нового альбома

Прослушивая новые альбомы, вышедшие в жанре рок, многие меломаны скажут, что «это же не то», звучит как-то не по рокерски. В музыкальном плане главными принципами популяризации стало обилие электроники, пришедшей на смену «жесткому гитарному рифу» и интегрирование элементов мелодики, характерной для поп-музыки. Наблюдается своеобразная тенденция, характерная как для русской, так и для зарубежной рок-музыки, говорящая об изменении «внешнего облика» этого рок концепта и о стирании жанровых границ. Эти особенности просматриваются и на альбоме «Невыносимая легкость бытия». Особенно характерна песня «Нелюбовь», где есть и «навязчивая хит-фраза», и электронные подложки и даже речитативный фрагмент, заставляющий думать о «сближении с хип-хопом». Смена координат в восприятии рока и хип-хоп культуры и их постепенное переплетение – ещё одна черта современной массовой культуры, о которой говорят музыковеды. Среди современных рокеров Арбенина, казалось бы, меньше всех вяжется с хип-хопом, однако её сотрудничество с Бастой в песне «Сансара» говорит обратное. Границы остались только в сознании слушателей, а музыкальный мир уже давно не дробится ни на какие кластеры.

 

Отразив современные «популяризаторские тенденции» в звучании альбома «Ночным снайперам» удалось сохранить и собственные принципы, определяющие их узнаваемый стиль. В конце 2000-х годов , Арбенина взяла курс на «уплотнение» и «утяжеление» звучания, что мы можем слышать в нескольких альбомах. Сегодня вектор несколько сменился в сторону «романтизации» сформировавшегося звучания. Удачная гибридизация «первого» («плотного», «рокерского») и второго (романтизированно-рок-н-рольного) концептов и сформировала узнаваемый почерк снайперов, который постепенно видоизменяясь склоняется то в одну, то в другую сторону. Главные хиты нового альбома  — «Раскалённые», «Инстаграмм», «Разбуди меня», «Рингтоном» выделяются «типично арбенинской» мелодикой.


И не случайно именно они вошли в состав композиций, определивших «музыкальный фон текущего года». Они действительно получились наиболее забойными и «правильными» во всех смыслах этого слова. Остальные песни альбома заметно слабее. Невозможно представить себе альбом, в котором все песни будут однозначными хитами, зачастую выстреливает одна-две песни, и то, что из 12 композиций нового арбенинского диска есть целых четыре хитовых песни, говорит о том, что группа, несмотря ни на что, держит «знак качества». Однако, в малозамеченных композициях тоже можно услышать кое-что интересное. Некоторые песни при своей внешней «вялости» вызывают явные ассоциации с ранним этапом творчества группы. «Дух» медленных композиций из прошлого группы ощутим в треках «Греция», «Грустные люди», «Умею летать без тебя».

 

 

Таким образом, новый альбом группы «Ночные снайперы» объединил в себе разные понимания рок-н-ролла в преломлении современной культуры. Здесь есть и новые тенденции, и «откровения последних лет», и «хорошо забытое строе». Своя изюминка есть в каждой песне, и пусть слушать и переслушивать мы будем четыре-пять песен, альбом интересен и силен «в комплексе». Он силен как раз своей непреходящей актуальностью, как бы странно это ни звучало в современных реалиях развития рок-музыки.

Полная версия альбома на Youtube:


Альбом на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/album/7941812

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий