«Орден Славы» Бутусова. Аллилуйя!

Исполнитель: Вячеслав Бутусов и Орден Славы

Альбом: Аллилуйя

Дата выхода: 15.11.2019

Жанр: Рок

Страна: Россия

Слушать: Яндекс.Музыка

15 ноября 2019 года в свет вышел дебютный релиз проекта «Орден Славы». Название коллектива умело обыгрывает имя своего лидера и основателя. Язык не повернется назвать его дебютантом. Ему больше подходит слово мэтр, ведь речь идет о Вячеславе Бутусове. Слушая новый альбом «Аллилуйя», так и хочется сказать о том, что исполнитель собрал вокруг себя «орден единомышленников», чтобы вдохнуть жизнь в старый добрый русский рок. Он как будто награждает этим орденом себя самого и безвозвратно уходящую в прошлое отечественную рок-культуру.

Сегодня о русском роке широкие массы уже забыли, а его корифеев многие воспринимают как «дедов, которые всё уже спели и являются достоянием прошлого»,  эксплуатируя свои былые заслуги и усердно пытаясь приспособиться к реалиям новой эпохи. На свежем альбоме мы вполне закономерно ожидаем встретить «нового», приспособившегося, адаптировавшегося и «допевающего свою эру» Бутусова, однако этот альбом всё же нечто большее, чем просто «опус старого рокера». Тем более, что по меркам классиков рок-музыки не такой уж он и старый, музыканту всего 58 лет. В контексте современного состояния рок-культуры облик, содержание и посыл нового альбома Вячеслава Геннадьевича способны вызвать у меломанов самые теплые чувства. Прослушав диск, действительно хочется крикнуть «Аллилуйя»!

Явление Вячеслава Бутусова в российской рок-музыке большинство меломанов строго делит на «две части» — «Наутилус» и всё, что после него. В 1990-х – 2000-х Вячеслав Геннадьевич с разной степенью успешности проявлял себя в сольной карьере, предлагая слушателям новые проекты. Всё это сопровождалось периодическими кратковременными реуньонами «Наутилуса». Уже со времен «Девочки по городу» в адрес музыканта сыпалась критика, что он уже «не тот, что был раньше». Обычное дело для меломанского сообщества. Двухтысячные годы, ставшие высшей точкой популяризации и в то же время «эпохой рассвета» отечественного рок-движения, прошли для Бутусова под знаком отхода «от корней», и для многих он стал олицетворением музыканта, «сбившегося с пути». В 2017 году музыкант дает публике намек на «возвращение к корням» и делает это привычным способом, выпустив новые версии старых песен того самого «Наутилуса». Подобные релизы являются показателем того, что рок сегодня выезжает на былых заслугах. Спустя ещё два года, музыкант предлагает нам «Аллилуйю», и эта пластинка ни что иное, как взгляд в прошлое из сиюминутного настоящего, животрепещущая ностальгия. Альбом обращает нас классике во всех смыслах этого слова. С одной стороны – это классика русского рока, к которой сам Бутусов имеет непосредственное отношение. Вторая ипостась классики – это «незыблемая» классика русской культуры и в частности, классическая литература.

Первый трек встречает нас почти маршевой музыкой, слегка приправленной «таинственностью». Яркое запоминающееся вступление пропитано «типично рокерским» духом, как будто это марш «рок-возрождению». Привычный слегка томный и плоский голос Бутусова в соответствующей музыкальной обработке неизбежно вызывает воспоминания о былом, а в мелодике и тексте припева слышны отсылки к известному хиту «Синоптики», написанному на стихи Ильи Кормильцева. Параллели настолько явные, что может закрасться сомнение, а не пляшет ли Бутусов «на костях», а может, это издержки творческого почерка и очередное проявление неспособности сделать что-то новое. Однако в это не так. И облик песни как целостного произведения побуждает думать о том, что отсылки здесь умышленны и не случайны, это первая ступень погружения в пространство альбома.

Следующий трек «Мертвая река» также пробуждает воспоминания об образцах русского рока прошлых лет, в эстетике композиции чувствуется не столько наследие «Наутилуса», сколько легкое сходство с Арменом Григоряном и его группой «Крематорий». Умышленность этой отсылки оценить сложно, однако сам факт «пересечения» двух коллег и двух «корифеев» в облике композиции, выпущенной в 2019 году, уже говорит о многом.

Образы классики русского рока на пластинке «Аллилуйя» причудливо переплетаются с классикой русской литературы. Само название композиции «Идиот» уже говорит о многом: концепция песни строится на мотивах творчества Ф. М. Достоевского. Это одна из самых мощных композиций альбома, как в музыкальном, так и в содержательном плане. Философский посыл текста и апеллирование к классику литературы сочетается с современным рок-звучанием в духе альтернативного рока. Такой саунд кому-то может показаться непривычным, и тем не менее песня получилась насквозь «бутусовской». Полюбившаяся характерная вокальная манера Вячеслава Геннадьевича звучит очень органично и свежо в таком модерновом и слегка «мрачном» музыкальном обрамлении.

В противовес классике Бутусов использует образы современности не только в музыке, но и в текстах песен. Исполнитель не обошел стороной тенденцию «критики явлений современного общества» и «плодов технического прогресса». Вслед за воспевающей каждое техническое новшество Дианой Арбениной и призывающей маму «купить безлимитный интернет» Юлией Теуниковой Бутусов представляет свой взгляд на «главный бич» современной эпохи в композиции «Дети сидят в интернете». Откровенно говоря, получилось у дяди Славы не очень. Избитую тему сложно прочесть по-новому, и музыкант пошел по самому простому пути, рассказывая о том, что «жизнь проходит мимо, а дети сидят в интернете», и в конце композиции он задается излюбленным вопросом старого поколения: а «остался ли ещё хоть кто-то, кого не поглотил интернет». И тем не менее, несмотря на всю простоту и банальность, песня получилось легкой, местами даже «вкусной» и в целом неплохой. Хотя очевидно, что это самое слабое место альбома.

 

 

Но даже это слабое место достаточно органично вписывается в творческое полотно, сотканное музыкантом на пластинке «Аллилуйя». «Идиот» и «Дети сидят в интернете» — это две крайние точки, невероятная глубина и невероятная поверхностность. Между этими крайними точками и заключено множественность смыслов, определяющих пространство альбома. А в середине в самой сердцевине этого пространства находится «наше всё» — Александр Сергеевич Пушкин. Петербуржец Вячеслав Бутусов в последнее время проживает в предместьях северной столицы, в городе который официально носит имя великого русского поэта, но также известен как «Царское село». Атмосфера города Пушкина вдохновила исполнителя на то, чтобы обратиться к творчеству автора. В альбоме мы можем услышать две разные версии песни на известнейшее стихотворение Александра Сергеевича «Я помню чудное мгновение». Казалось бы, эти строки всем настолько известны, что нельзя придумать что-то более банальное, чем написать очередную версию музыки на эти стихи. И местами первая версия действительно звучит нелепо, ну или, как минимум, неожиданно, однако с развитием песни «бутусовщина» приходит в симбиоз с пушкинскими стихами, что позволяет услышать их по-новому. В диптихе «Мгновений» Бутусов демонстрирует нам незыблемость и многоликость классика. У двух версий разное настроение. Вторая версия показывает, что классик может звучать актуально, резво, местами даже нарочито попсово, но при этом органично.


Через образы мировой культуры и философские  размышления   автор ставит экзистенциальные вопросы о судьбе рок-культуры и о собственном месте в культурном пространстве. Этот посыл звучит не явно, но он есть и вполне объясним и очевиден, исходя из современных культурных реалий. «Старческое бурчание» про «детей в интернете» дополняется образом «гитарного дыма» из песни «К Ангелам». Эта песня наводит на мрачные мысли. Однако, показательно, что стоит она в первой половине трек-листа и, слушая альбом от начала до конца, понимаешь, что не всё так плохо, и вместе с автором строишь мосты между культурами, эпохами, музыкальными жанрами, разрушая стереотипы. Мы окунаемся в атмосферу старого рока, но в то же время меняем своё представление о нём. Альбом рождает массу мыслей и вопросов, на которые исполнитель предлагает нам неоднозначность ответов. Такой диск очень приятно слышать от ветерана рок-сцены. Альбом поражает множественностью явных и не явных отсылок, музыкальных и поэтических находок, ассоциаций, возникающих в ходе прослушивания. Масштабность пластинки впечатляет.

Полная версия альбома на YouTube:

 

 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий