Откуда взялся Дед Мороз? Становление и развитие образа в российской и мировой культуре

Дед Мороз
Изображение взято с сайта puzzleit.ru

В христианских странах летоисчисление ведется от Рождества Христова,  поэтому празднование Нового года соседствует с Рождеством. Не удивительно, что эти праздники имеют изначально религиозные корни. Истоки многих рождественских и новогодних обычаев стоит искать в Христианской традиции.

В России Новый год воспринимается давно как исключительно светский праздник, а Рождество как сугубо религиозный, который празднуют далеко не все жители России, а лишь те, кто идентифицирует себя с русской православной церковью. В Западных же странах Рождество отмечается с куда большим размахом, чем сама Новогодняя ночь

Главным героем русского Нового года в современной России является Дед Мороз, ныне поселившийся в Великом Устюге. Дед Мороз – сказочный старик, приносящий подарки под ёлку. Многими он давно воспринимается как светский, или как языческий персонаж, с православной религией его уже никто не ассоциирует.

Однако дед Мороз – образ интернациональный, он имеет исторические корни и вполне реального прототипа, который был канонизирован как христианский святой. Давайте вспомним, как зовут «родного брата Деда Мороза» в США и других англоязычных странах – Санта Клаус, созвучные имена имеют голландский Синтеркласс, немецкий «Николаус» и венгерский «Миколас». Всё это  национальные варианты имени «Святой Николай». Именно он в христианской традиции является прообразом Деда Мороза.

Николай Чудотворец
Икона. Николай Чудотворец. Изображение взято с сайта christ-familie.eu

Святой Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник или Николай Мирский  — реальный исторический персонаж, святой, почитающийся в  большинстве христианских церквей. Не стану рассказывать  всю историю и житие Николая, ибо впереди нас ждет веселый праздник Новый год, а не лекция по религиоведению. Скажу только, что Николай жил в 3 веке на территории современной Турции.

С Санта-Клаусом Николая сближает легендарная история о том, что, будучи поздним ребенком богатых родителей, Николай решился помочь своему разорившемуся соседу, который, испытывая нужду, был готов продать собственных дочерей. Тогда Николай, щедрый и богатый человек подбросил ему три мешочка с золотом, один из которых случайно попал в женский чулок. Этот нюанс породил англосаксонскую традицию засовывать подарки в чулки. В ряде стран, в том числе и в России, рождественский герой приносит подарки в мешке. В одном из вариантов легенды Николай подбрасывал деньги не в окно, а в трубу – как известно Санта-Клаус и некоторые его собратья проникают в дом через дымоход.

Святой Николай был епископом города Миры (отсюда Николай Мирский), славился своей добротой и щедростью, за свои добрые дела он был причислен к лику Святых и стал считаться покровителем детей. На иконах святой Николай изображается с белой бородой, из чего можно сделать предположение что реальный образ святого повлиял на формирование внешности праздничного персонажа.

19 декабря – день святого Николая  — «детский праздник», в этот день Николай приносил подарки. Обычай получать подарки от Синтеркласса на 19 декабря  до сих пор соблюдают протестанты в Нидерландах. Кстати, именно  голландцы поспособствовали появлению Санта-Клауса, привнеся традицию отмечать день святого Николая в Новый Амстердам, современный Нью-Йорк. Территории стали английскими,  и Синтер Класс превратился в Санта-Клауса (в Великобритании традиционный рождественский персонаж Батюшка Рождество). Позже Санта-Клаус распространился на весь англоязычный мир.

С течением времени святой Николай, ввиду близости дня его почитания к Рождеству, стал рождественским персонажем. До этого на Рождество было принято дарить подарки детям от имени младенца Христа. Образ «Николая» как рождественского дарителя не сразу был принят церковью, так как Рождество считалось изначально чисто религиозным праздником, но со временем обычай устоялся.

Причем тут Россия и наш дед Мороз, спросите Вы? Казалось бы, куда логичнее искать корни Деда Мороза в фольклорной языческой традиции. И действительно, в этом есть доля правды. Русская культура отличается тем, что в ней языческие и христианские мотивы переплетаются порой самым причудливым образом. Также случилось и с дедом Морозом, истоки которого идут от древнего духа Зимы Морока, который изначально в славянской мифологии был злым, его боялись, так как он мог превратить человека в ледяного истукана. Однако постепенно Морок становится полезным для славян, которые верили, что морозная зима является предзнаменованием урожайного лета. Они стали приманивать духа холода и «приодели его», теперь он ходил не в рубахе и лаптях, как ранее, а в шубе и шапке – в облачении очень близком к современному деду Морозу. После крещения Руси «зимний волшебник» перестал почитаться, но остался в фольклорной традиции. Хотя с Новым годом он никогда связан не был, ведь славяне отмечали новый год сначала в марте, потом в сентябре, ведя летоисчисление от сотворения мира. Однако праздник Рождества никуда не девался и отмечался в декабре. И дух зимы приносил порой сильные морозы на Рождество, что считалось хорошим предзнаменованием, но для этого старичка нужно было подкормить.

Традиция празднования Нового года вслед за Рождеством и ведения летоисчисления по Христианскому календарю были введены на Руси Петром I, который ориентировался на Европу. К XIX веку в Европе культ Николая Чудотворца уже сформировал образ «рождественского деда».  Николай Угодник на Руси всегда считался одним из самых почитаемых святых, его день отмечался «автономно», накануне Рождества. В эпоху Александра II святой становится «рождественским героем» и в Российской империи. Однако «образ святого» оказался не близок русским детям и вскоре слился с древним фольклорным персонажем. Так и родился современный нам Дед Мороз, который часто стал носить шубу именно красного цвета, как его «западный собрат». Красный цвет у европейцев считался символом счастья в Новом году, европейские «рождественские герои» получили красное облачение как раз в XIX веке. А наш дедушка был и остается модником – он может носить шубы трех цветов: красного, белого и синего.

Незадолго после того как Дед Мороз стал лучшим другом русских детей и героем Рождества в России случилась революция, результатом которой стало ещё одно «перемещение во времени», выразившееся в переходе на григорианский календарь. Церковь же продолжала жить по юлианскому календарю. В атеистической стране, празднование Рождества, которое перенеслось на начало Нового года, было нивелировано. В СССР стал отмечаться Новый год как светский праздник. В 1930-е годы дореволюционные традиции вернулись, на Новый год стали снова наряжать елки. Вернулся и дед Мороз, вместе с внучкой Снегурочкой, это был добрый сказочный старик, который приезжал на тройке лошадей и дарил детям подарки из мешка. Но подарок нужно было заслужить – рассказать стих или спеть песенку. По этому сценарию Новогодние елки проходят в нашей стране до  сих пор.

Ни с христианской традицией, ни со святым Николаем образ советского Деда Мороза  уже никто не ассоциировал.

Получается, что русский дед Мороз появился как «гибрид» древнеславянского божества и христианского святого, приняв в светскую эпоху образ «сказочного деда».

В современном пост секулярном обществе Рождество и на западе воспринимается не только как религиозный праздник. В большинстве стран образ деда Мороза, как бы он там не назывался, возводят к Николаю Чудотворцу, однако в становлении его сыграли свою роль и народные традиции. Поэтому в странах христианского мира существует множество рождественских персонажей, родственных деду Морозу и Санта-Клаусу. 

Рассказать друзьям:

2 комментария

  1. Никогда не задумывалась о том, откуда взялся образ Деда Мороза в нашей стране. Познавательная статья. Буду рада прочитать еще историю возникновения образа Снегурочки.

Добавить комментарий