Рецензия на альбом группы Eluveitie «Ategnatos» (2019)

Альбом Ategnatos
Исполнитель: Eluveitie
Год выпуска: 2019
Жанр: Folk Metal, Melodic Death Metal
Лейбл: Nuclear Bleast
Ссылка на Яндекс.Музыку: https://music.yandex.ru/album/6603850

Порой в фолк-металле попадаются не только удачно стилизованные, но и очень аутентичные и самобытные проекты. Одним из таких проектов является известная швейцарская группа «Eluveitie», играющая музыку на стыке «тяжелого фолка» и «мелодического дэт-металла». Такое определение является более чем условным,  как и любая попытка дать «жанровую характеристику» музыке группы в современных музыкальных реалиях.  Новый альбом «Ategnatos»,  выпущенный в апреле 2019 года, демонстрирует, что в творчестве коллектива достаточно много всего намешано.

Концептуальность группы строится на кельтской мифологии. Их творчество можно назвать «историчным», в этой музыке чувствуется глубокая увлеченность выбранной темой и стремление к «максимальному» воплощению фольклорных мотивов. Так, например, характерной и уникальной особенностью группы является использование древних «вымерших» языков, например галльского. К написанию текстов песен музыканты даже привлекали историков. 

Некоторое время назад группа выпустила акустическую дилогию, невероятно глубокую и элитарную по своему облику, представив на ней «облегченный» вариант своей музыки. Вторая часть этого альбома вышла в 2017 году. Примерно тогда же из группы ушел ряд музыкантов, создавших коллектив «CellarDarling», выбравший путь фолк-рока и более модернизированное, актуальное звучание. В контексте описанных событий от альбома «Ategnatos» неизбежно ждешь ощущения «новой страницы» в творчестве группы, одновременно с этим желая услышать то, чем этот коллектив «цепляет».

В названии альбома вновь проявилась страсть группы к древним языкам. Ategnatos переводится с галльского как «отражение». При этом сам альбом на этот раз преимущественно англоязычный, а звучание группы получилось достаточно «близким к народу». И всё это не случайно.  Многое объясняет концептуальная линия, на которой основывается диск.  Альбом повествует об «архетипах», призывает к их возрождению. Возрождая древние мифологические мотивы, группа привносит их в современный мир, соединяет «забытую древность» и «актуальные темы», претендуя на то, чтобы поставить «неутешительный диагноз» этому миру. Мистическое, этническое и философское пересекается на этом диске с социально-критическим.  Попытка совместить древность с современностью, философски переосмыслить современный мир с оглядкой на «архетипы», безусловно, удалась.

Первая, заглавная песня развивается медленно, и поначалу можно было бы подумать, что после акустического эксперимента группа пошла по пути облегченного звучания.  Но уже через несколько секунд песни становится понятно, что это не так.  Группа, как и обещала,  вернулась к своему металлическому облику. На нас обрушивается плотный и атмосферный «металлический поток», протекающий где-то посередине между фолком и симфоником. Потом характер песни меняется, ещё раз приближаясь к экстрим металлу, группа демонстрирует дет-металлическую сторону своего облика, сначала обнажая истинное музыкальное зло, а потом снова погружая его в «атмосферно-фольклорный» сглаживающий фон.

Что может быть лучше забойного разухабистого фольклорного мотивчика, приправленного жестким гитарным риффом и сдобренного отличными запилами и соляками? Именно такой представляется композиция «BlackWaterDown» — это настоящее, хорошо приготовленное музыкальное блюдо, побуждающее и «пританцовывать», и задуматься, попутно испытав эстетическое ощущение полной гармонии. Таков весь альбом, он пышет красками и сияет светом.  Но одновременно с этим он темен, в нём есть что-то мистическое, спрятанное невероятно глубоко, то, что требует понимания и проникновения на интуитивном и даже на трансцендентном уровне.  Иногда треки звучат очень актуально, предлагая особый, осознанный взгляд на «модернизированную версию» металла в её фольклорном преломлении. Порой группа впадает в «глубинную этничность», столь привычную для её творческого почерка, который остается неизменен. Примером может служить композиция «Trinoxtion». Дет-металлическая составляющая также неизбежно выходит наружу, добавляя «металлического зла». Это красочный около экстремальный фолк-металл, представленный во всей своей красе и глубине проявлений.

В альбоме чувствуется сочетание глубинных, элитарных музыкальных концептов, выдернутых из недр культуры, актуальных  популяризаторских тенденций металл звучания и истинного экстремального «неистовства», которое в ряде мест «лезет из всех щелей», в частности в композиции «Deathwalker».

Альбом вызывает ассоциации с предыдущей акустической и «мягкой»пластинкой,  с «отпочковавшимся» проектом «CellarDarling», который пошел по пути рок-музыки и выбрал более модерновое звучание, но при этом сохранил «неприкрытую этничность».

Привычное для металл-групп сочетание двух манер вокала – мужского экстремального и женского чистого — здесь не просто очередное воплощение концепции «красавицы и чудовища». Дуэт вокалистов представляет нам множество вариаций, открывая темные и светлые стороны. Женский голос порой звучит нарочито модерново, как, например, в композиции «Ambiramus», а порой демонстрирует глубину, необычность, где надо солистка переход на «шепот», а в другом месте улетает в «вокальный космос». В её пении сочетаются слабость и сила, а это всегда очень привлекает в женском вокале. Мужской вокал также не однороден, его то несет «в отрыв» на уровень неистового крика, то он успокаивается,  довольствуясь простым перегрузом или «около экстремальной манерой».  Сочетание получается очень гармоничным и при этом позволяет прочувствовать контраст, в вокальной составляющей данного альбома есть какой-то особый шарм.

Группа  «Eluvitie»  давно доказала всем свой высокий класс, свою особость и продолжает грамотно гнуть свою линию, не уходя в излишний элитаризм, граничащий с андеграундом, что в современных музыкальных реалиях было бы вполне возможно, учитывая историософский  и мифологический  аспект концепции коллектива. При этом группа и не впадает в излишнюю актуализацию и популяризацию, в кластере фолк-металла чревата «типичностью». Ведь фолк-металл, при всём своём потенциале в части разнообразия вариаций и сочетаний, на поверку очень часто оказывается «похожим друг на друга». Облегчая экстремальный концепт, добавляя явные нотки пауэра, переходя с древних языков преимущественно на английский и модернизируя своё звучание, группа рискует стать «одной из многих». Но она этого не делает! Вот что значит — правильный подход. В выбранной музыкантами нише становится очень важным правильно соблюсти баланс. Коллективу это удалось на все 156%.

 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий