К нам вернулся «Форт Боярд». История и современность легендарной телеигры.

В последние годы на российском телевидении вновь возобладал известный принцип «Всё новое — это хорошо забытое старое», телеэкраны настигла волна легендарных возвращений.  Вслед за «Фабрикой звезд» и «Последним героем» к российским телезрителям вернулась ещё одна популярная и многими любимая развлекательная передача зарубежного происхождения – «Форд Боярд». Выход на экраны новой отечественной версии этой телеигры является хорошим поводом для того, чтобы, во-первых , вновь поговорить о состоянии современного телевидения, а, во-вторых, вспомнить легендарное шоу, его историю, героев и многочисленные вариации.

«Возвращательная тенденция», наблюдающаяся на современном ТВ, вполне закономерна. Телевидение стремительно теряет свою популярность у зрителя, а качество контента падает. Особенно это касается центральных каналов условной «большой двойки», которая сегодня уже перестала быть таковой. Погрязнув в политиканстве, стирках грязного белья и прочих тенденциозных проектах «Первый» и «Россия» стали всё реже и реже выдавать качественный развлекательный контент. В этом смысле показательно, что лучшие и самые популярные программы, некогда транслировавшиеся на двух главных каналах страны, теперь возвращаются к зрителю на других кнопках телевизионного пульта. Новым местом жительства «Форда Боярд» стал телеканал СТС.

Зрителей нового сезона встретил на экранах всем хорошо знакомый персонаж, представившийся как Месье Шнуров. Покончив с «Ленинградом», бывший «алкоголик и придурок» всё лучше и лучше вживается в роль медийной личности, параллельно с сидением в красном вертящемся кресле  на «Первом» он решил попробовать себя в роли ведущего телепрограммы и сразу замахнулся на легенду.

Место красит передачу. История форта Бойяр и его путь на телевидение.

 

Одним из секретов успеха передачи «Форт Боярд» является место её проведения – каменный форт, расположенный у берегов Франции, в проливе Антьош, близь городов Рошфор и Ля-Рошель. Своё название форт получил от песчаной косы Бойяр, на которой он был построен. Именно такое правописание часто встречается в русском языке, когда речь идет о самом сооружении. Однако, можно встретить несколько вариантов транслитерации (в том числе Бойярд, Байярд и даже Буояр), за телеигрой закрепился вариант «Форт Боярд», без Й и с буквой Д на конце. Такие разночтения являются следствием специфики фонетики французского языка, где последние буквы слов зачастую не читаются.

FORT BOYARD — PHOTO ARCHIVES SUD-OUEST ( OCEAN ATLANTIQUE )

Когда же появился форт Бойяр и какова его «дотелевизионная история». Форт – это фортификационное сооружение, которое обычно возводится для военных целей. Изначально целью постройки форта была защита близлежащих портовых городов от атак неприятеля. Судоверфь была уязвима, вражеским кораблям не составляло труда проникнуть в устье реки Шаранты Необходимость постройки сооружения, способного блокировать проход, пришла в голову французам ещё в XVII веке, а точнее в 1666 году. Проектировщиком и строителем форта должен был стать выдающийся инженер-фортификатор того времени Себастьян ле Претр де Вобан. Однако специалист отказался, так как местность была не пригодна для постройки крепости. Именно техническая сложность возведения форта и стала причиной того, что «идею» и её реализацию разделяло три века.

Начало строительства Форта Боярд связано с именем Наполеона Бонапарта, в 1801 году великий французский император и полководец отдал соответствующий приказ. Внешняя политика Наполеона привела к обострению отношений с Великобританией, что в свою очередь актуализировало «хорошо забытую» идею форта. Он по-прежнему был необходим как стратегический объект. По сравнению с 1666 годом технологии начала XIX века уже существенно шагнули вперед, и строительство форта не было «не реальным», однако специфика местности всё же породила определенные трудности, сыграв роковую роль в судьбе будущего форта. Работы по строительству можно было вести только во время отлива, песчаное основание косы Бояр не годилось для строительства, необходимо было делать насыпь из камней, а каменные блоки под собственным весом всё больше и больше углублялись в песок. После 8 лет мучений, в 1809 году, строительство «приостановили» и вновь возобновили в 1830-е годы. На окончание строительства ушло чуть больше трех десятилетий, и к 1867 году форт, наконец-то, достроили. Но вот незадача, дальнестрельность орудий к этому времени увеличилась, и вновь построенный форт уже не имел важного стратегического значения. Что же оставалось делать со вновь построенным сооружением, на возведение которого ушло столько времени и сил. Ну не разбирать ведь обратно. Здесь решили организовать тюрьму, форт пробыл в этой мрачной роли до 1872 года, после чего на 40 лет он всё-таки стал использоваться по назначению, оставаясь в ведении морского ведомства, но к 1913 году за ненадобностью форт забросили, и в его истории началась эпоха «запустения». Никому не нужный форт стоял без дела и разрушался. В годы второй мировой войны оккупировавшие Францию нацисты обратили внимание на сооружение, используя его как место для стрельбищ. Присутствие немцев в форте только усугубило его состояние. Всё шло к тому, что столь грандиозное и уникальное сооружение разрушится под гнётом времени. В 1962 году форт был выставлен на аукцион, однако его приобретатель, стоматолог по профессии, не имел средств на реставрацию форта. Пребывая в частной собственности дантиста, форт приглянулся режиссеру фильма «Искатели приключений» Роберто Энрико. Финальная сцена этой кинокартины была снята в Форте Бойяр.

Кадрый из х.ф. «Искатели приключений» (1967, Франция)


Появление форта на киноэкране привлекло телевизионщиков и предопределило историю крепости на последующие десятилетия. Телевизионная история Форта началась в 1980 году, когда он впервые появляется в телеигре «Охотники за Сокровищами». Владелец Форта Эрик Эрт продает здание Совету департамента Приморская Шаранта. Разрушаемый волнами и переживший нашествие нацистов, туристов и киношников, форт находился в удручающем состоянии и нуждался в реконструкции, однако перспектива вложиться в историческое, «бесхозное», пусть и очень колоритное здание никого не интересовала. Нашелся такой человек лишь в 1989 году, это был телевизионный продюсер по имени Жак Антуан. Именно он и является «отцом-основателем» любимой телевизионной игры.

Жак Антуан — французский телепродюссер, автор и отец основатель приключенческой телеигры «Форт Боярд».


Выкупив форт Антуан «оборудовал» его для своих нужд, очистив от гор мусора, оборудовав пространство для игры и причалы для кораблей.  Одной из главных особенностей того Форта, который мы привыкли видеть на телевидении, является сокровищница. Конечно же, изначально в форте, возводимом в военно-стратегических целей, никакой сокровищницы не предполагалось, и вполне логично считать этот элемент крепости «новоделом телевизионщиков», которые придумали форту как «игровой площадке» новую легенду, сделав его «местом хранения несметных богатств». Однако мало кто знает, что никакой сокровищницы в форте нет и до сих пор. Это декорация, которая «сооружается» перед съемками очередного сезона игры и разбирается по его окончанию.

Первая оригинальная французская версия игры вышла на экраны в 1990 году, и «на родине» во Франции игра продолжает показываться до сих пор. За более чем 30 лет правила и сценарии, по которым проходила игра, менялись неоднократно. Неизменной оставалась лишь формула «ключи-подсказки-золото». Более того, игра обросла огромным количеством национальных версий, и каждая страна добавила «в общую концепцию» какие-то нюансы, ввела новых персонажей и сформировала «собственную версию» правил.

«Форт Боярд» на Российском ТВ.

«Русские в Форте Боярд» (НТВ, 1998)

Российский зритель впервые увидел выпуски «Форта Боярд» в 1994 году. Это были оригинальные снятые во Франции игры с участием французских команд, транслированные на русский язык. Первым «пристанищем» Форта на российском телевидении стал телеканал НТВ. Здесь же в 1998 году была запущена первая «русская версия» с Леонидом Парфеновым и Еленой Хангой в качестве ведущих.

Выше уже упоминалось о том, что культовые шоу в последнее время «меняют телеканалы». Для справедливости стоит заметить, что для «Форта Боярд» – это нормальная история. Из них из всех именно телеигру «Форт Боярд» можно считать главным кочевником. После первого русского сезона на НТВ  передача переехала на второй канал, где её вели сначала Сергей Брилев и Яна Батыршина, а классикой российского «Форта Боярд» стали показанные по второму каналу сезоны 2003-2004 годов с Леонидом Ярмольником и Оксаной Федоровой.

Слева — «Русский» сезон 2002 г. Ведущие С. Брилев, Я. Батыршина, справа — Л. Ярмольник «хозяин форта» в русской версии игры 2003-2006

В 2006 году на российском телевидении впервые была внедрена «двухкомандная концепция игры», место Мисс Вселенной заняли Екатерина Коновалова и Елена Корикова, а соревнования проходили по «олимпийской системе».  После существенного перерыва в 6 лет ещё одну вариацию «двухомандной модели» представил зрителям «главный канал страны» — Первый. Этот сезон провели Николай Валуев и Анна Ардова.

 

Форт Боярд. Русский сезон 2013 г. Первый канал. Ведущие — Н. Валуев, А. Ардова.

Виктор Вержбицкий в роли Мага Фура. Форт Боярд. Русский сезон 2013 г. (Первый канал)В старых версиях «Форта», как в русской, так и во французской,  ведущих всегда была двое – мужчина и женщина. Концепция «двух ведущих» предполагала следующее. Мужчина ведущий – Хозяин форта, он «строит козни» участникам, а женщина, наоборот, помогает и поддерживает их. В некоторых сезонах французской игры, «хозяином форта» и источником «неприятностей» команды позиционировался «обитатель башни» Старец Фура. В России похожая идея была реализована как раз в сезоне 2013 года, где оба ведущих были «добрыми», и каждый из них становился проводником одной из команд, а «главным злом» представлялся маг Фура в исполнении Виктора Вержбицкого.

 

Виктор Вержбицкий в роли Мага Фура. Форт Боярд. Русский сезон. 2013.

В 2019 году российские зрители впервые увидели версию с одним единственным ведущим. И, несмотря на то, что в начале самого первого выпуска нового сезона Сергей Шнуров сказал фразу «Теперь  я здесь хозяин», его функции и амплуа несколько отличаются от «хозяина форта» в более ранних версиях.  Новый сезон российского «Форта» вообще отличается минимумом персонажей и концептуальных решений, которые привлекали зрителя и добавляли колорита и без того интересной игре.

Персонажи игры

Начав описывать русские сезоны «Форта» мы невольно заговорили о персонажах. Пора вспомнить тех, кто в разные годы обитал в Форте, и кого мы там можем увидеть теперь. Бессменным персонажем всех программ является лилипут-проводник по имени Паспарту. Он появился там с первого выпуска французской передачи, участвовал во всех национальных версиях и обитает в форте до сих пор. Герой настолько прижился в Форте, что зрителю может показаться будто Паспарту — это реальный человек. Однако он, как и другие обитатели форта, всего лишь вымышленный персонаж, роль которого играет актер Андре Буше. Паспарту – один из самых важных для команды героев «Форта», он – хранитель ключей и их бессменный спутник. Частое появление на экране и позволило Паспарту стать одним из символов этой игры. Он знает каждый закоулок Форта и провожает участников от испытания к испытанию. Однако Паспарту не единственный «лилипут» из Форта. У него есть два друга – Пастам и Пасмюрай.

 

Слева направо: Пастам (актер Ален Прево), Паспарту (актер Андре Буше), Пасмюрай (актер Антони Лаборд)


Пастам считался хранителем времени и его главной задачей было отводить игроков к старцу Фура и следить за «песочными часами». Пасмюрай же изначально был «ночным» проводником, сопровождавшим участников на совет теней, но с уходом Пастама стал исполнять некоторые его функции. Русские зрители закономерно «путаются» между двумя этими персонажами, они помнят имя Пастам, а на лицо узнают Пасмюрая. Всё дело в том, что в русских версиях игры «оригинального» Пастама мы можем встретить только в 1998 году. В более поздних версиях к старцу Фура игроков уводил герой, которого во французской версии зовут Пасмюрай (актер Антони Лаборт), но наши ведущие обращались к нему Пастам. В 2006 этот персонаж вместе с Паспарту был проводником одной из двух играющих команд.  Имя Пасмюрай в российской версии шоу громко зазвучало лишь  нынешнем сезоне. Теперь Пасмюрай выступает в роли «младшего помощника» ведущего, он «забирает» игроков из команды и отводит их на испытания в тех случаях, когда участие в конкурсе требует «предварительной подготовки».

Ля Буль — актер Ив Маршессо (годы жизни: 1952-2014)

 

Поклонникам «Форта Боярд» наверняка полюбился ещё один яркий персонаж – колоритный «хранитель гонга» толстяк Ля Буль. Исчезновение этого героя с экрана, наверняка, сказалось на «восприятии» игры многими зрителями, ведь Ля Буль, как и Паспарту уже «сжился» с этой игрой. Однако отсутствие Ля Буля вызвано не прихотью организаторов, а естественными причинами. Эту роль исполнял французский актер Ив Маршессо, чья судьба достойна отдельной статьи, а может даже и экранизации в кино. Неказистый и некрасивый внешне мужчина, казалось бы, не имел шансов сделать актерскую карьеру, однако благодаря «Форту» нашлась та роль, на которую он подошел, и с тех пор судьба Маршессо была неотделима от Ля Буля. К сожалению, в 2014 году актер проиграл борьбу онкологическому заболеванию и ушел из жизни в возрасте 62 лет. Заменить столь колоритного актера – идея патовая, поэтому со смертью Маршессо Ля Буль перестал быть персонажем игры. Трагическое событие попало на «паузу» между российскими сезонами, в играх 2013 года Ля Буль ещё присутствовал, поэтому у русского зрителя, который не следит за «Фортом» и смотрит только русские выпуски, могло сложиться впечатление, будто он «исчез неожиданно». Уход из жизни Ля Буля — лишь одно из многих изменений, которые произошли в Форте за 6 лет отсутствия в нём россиян.

В русском сезоне 2019 года почетная миссия подавать «гонг», ранее исполняемая Ла Булем, досталась «укротительнице тигров» и «хозяйке сокровищницы», которая теперь носит красный камзол и зовется Мадмуазель Моник ( в старых сезонах её называли «Моника» — это тот же самый персонаж, немного изменившийся внешне).   Она также является актуальным персонажем современной французской версии игры.

Помимо «ударов в гонг» у Ля Буля была и ещё одна обязанность – сопроводить зазевавшегося игрока в тюрьму. Теперь эту задачу выполняют суровая семейная пара тюремщиков – Мистер и  Леди Бу, помимо «надзирательных функций» они иногда принимают участие в испытаниях, соревнуясь с участниками. Например, Леди Бу – эта та самая женщина, с которой участницы борются в грязи.

 

Мистер и Леди Бу

В оригинальной французской версии игры достаточно много персонажей, которые не так известны российскому зрителю, либо они вовсе отсутствовали в российских сезонах.

Ещё один «завсегдатай» Форта, чьи функции, к сожалению, свелись к минимуму в новой версии игры – это «житель башни» Старец Фура. Это самый «многоликий персонаж», который неоднократно менял свой облик в российских версиях шоу. В отличие от всех остальных героев, этот персонаж — заменяемый, ведь его задача – задавать загадки, а они должны звучать на том языке, на котором говорит герой. В самой первой русской версии 1998 года и в сезоне 2002 года наши старцы в исполнении Вадима Гущина и Николая Денисова были максимально близки к «оригиналу» и походили на «бородатого мудреца» из французских выпусков., а вот потом фантазия русских интерпретаторов пошла в ход. Жителями башни был и «пират», разговаривающий голосом Шерлока Холмса (так как его роль играл В. Ливанов), и звездочет-Адабашьян, и колоритный  скряга Александр Филиппенко и уже упомянутый «злой Маг» — Виктор Вержбицкий. Надо признаться, что не мы одни позволили себе «вольности» в образе «жителя башни», так в украинском сезоне 2004 года в башне сидел мудрый Мольфар в исполнении Богдана Ступки. В польской версии игры в башне миссию «вопрошателя» выполнял  священник, а в британской – профессор.

 

Русские «старцы Фура»
Слева-направо, сверху-вниз: Вадим Гущин (1998), Николай Денисов (2002), Василий Ливанов («пират Фура», 2003), Александ Адабашьян («звездочет Фура», 2004), Александр Филиппенко (скряга Фура, 2006), Виктор Вержбицкий (маг Фура, 2013)


Узнав о выходе русской версии игры, русские зрители ломали голову, кто же будет новым старцем Фура. Ходили даже слухи, что наши зайдут максимально далеко в своей фантазии, и в башне впервые появится «Старуха Фурия» (или Баба Фура)  в исполнении одной из престарелых российских актрис (кандидаток называли несколько). Но всё оказалось прозаичней – Фура в новом сезоне «настоящий»  — французский старец в исполнении актера Оливье Сиу, который по-русски говорит понятно, но с заметным акцентом. Да и в башню больше никто не бегает. Фура говорит с участниками лишь по телефону, а отвечать на загадку им приходится в «экстремальных условиях», и теперь в этом испытании значение имеют не только интеллект и догадливость, но и умение абстрагироваться от отвлекающих факторов. Это одно из самых разительных и заметных изменений между старым и новым русским «Фортом Боярд», которое явно не пошло на пользу.

Новый сезон

Ностальгирующие по старому «Форту» не увидят в сезоне и многих полюбившихся испытаний, ставших «визитной карточкой» этой игры. Однако, здесь всё объяснимо. Игра развивается, меняется, эволюционирует и французские организаторы постоянно придумывают новые. Пока нас не было в форте, какие-то задания модернизировали, какие-то убрали, какие-то ввели вновь. Время от времени русским участникам предлагают и «совершенно новые» испытания, о чем честно сообщает «закадровый голос», комментирующий программу.

 

Кадр из ТВ-шоу «Форт Боярд. Возвращение» (2019, СТС)

 

Минимализм нового сезона проявляется не только в количестве персонажей, но и в количестве испытаний, которые участники успевают пройти за определенное время. Раньше число испытаний «на ключи» превосходило количество требуемых ключей. Сейчас же участникам дается слишком мало попыток, и попадание члена команды в плен или не выполненное испытание  чревато критической ситуацией.  Время уходит на болтовню, в результате за 40 минут герои успевают пройти мало испытаний. Вывод – или меньше болтайте или дайте больше времени. В этом сезоне ещё ни одна команда не собрала нужное количество ключей.  Даже игроки, проигравшие всего один конкурс, пришли к финишу с недобором. Чтобы добрать ключи и спасти пленников в этом сезоне, как и раньше, существует совет – один из интереснейших этапов, который отсутствовал в некоторых сезонах.  Цена проигрыша в зале теней – попадание в тюрьму того, кто пошел за недостающим ключом. Участники поставлены в такие условия, что им обязательно надо выигрывать «мэтров теней», чтобы на этапе поиска подсказок от команды «хоть что-то осталось». В результате участники почти всегда выигрывают в конкурсах и создается впечатление, что мэтры им «поддаются», ведь нельзя же допустить ситуацию, когда в «приключениях» участвуют только 2 или 3 игрока, а остальные сидят в тюрьме.  А такое вполне может случиться, если у команды есть пленник, и она собрала всего 4, а то и 3 ключа из 6  необходимых и при этом  проиграла состязание с метрами теней.

 

Совет Теней в новом сезоне «Форт Боряд. Возвращение». 2019, СТС.

 

От просмотра нового «Форта Боярд» есть какое-то ощущение схематичности, непродуманности некоторых моментов, как будто пустили игру по накатанной, особо не заморачиваясь. Новая версия значительно скромнее предыдущих русских вариаций, и для некоторых поклонников старого варианта игрыпокажется «не аутентичной». Такое ощущение создается потому, что мы привыкли к «Форту» в предыдущих русских сезонах. Новая версия демонстрирует нам итоги «естественной эволюции» этой программы. При всех недоработках в регламенте, которые являются существенным минусом, сезон 2019 года акцентирует внимание на «самом главном» из того, что составляет концепцию Форта Боярд, лишившись «мишуры», имевшей место в предыдущих сезонах, передача сохранила свой «дух».

В конце хочется сказать следующее. Форт Боярд – конечно самая «зарубежная» из всех адаптированных и самая «адаптированная» из всех зарубежных программ, но за 21 год, на протяжении которых русские неоднократно бывали в форте она нам полюбилась и воспринимается как «своя». И раз уж наши телевизионщики ничего стоящего сами придумать не могут, то пусть показывают легендарные программы прошлых лет, придуманные давно и за границей, но придуманные настолько классно, что они никогда не потеряют своей актуальности.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий