Рок о Карелии. «Карельские мотивы» в рок-музыке.

Карелия относится к одному из самых туристическо-привлекательных регионов и славится своей природой, водоёмами, белыми ночами и древними памятниками. Красоты северной республики традиционно вдохновляли представителей разных творческих профессий, поэтов, писателей, художников, и, конечно же, музыкантов и певцов.  Среди авторов и исполнителей,  использовавших в своём творчестве милые для любого жителя республики образы, есть как уроженцы края, так и выходцы из других регионов России и даже иностранцы.

Если человека, не связанного с Карелией и знающего о ней лишь понаслышке, попросить вспомнить песню об этом крае, то первое, что придет в голову– это композиция «Долго будет Карелия сниться», которую написал Александр Колкер. Эта песня стала своеобразной «визитной карточкой» и «неофициальным гимном» нашей республики, ею традиционно сопровождается отправление фирменного поезда «Карелия», следующего из Петрозаводска в Москву. Второй «широко известной» композицией о Карелии стала песня известного автора и исполнительницы Ирины Грибулиной.

Нередко карельские мотивы, сюжеты и образы использовали в своём творчестве и представители рок культуры. Как уроженец республики давний поклонник рок-музыки, я всегда с большим трепетом и интересом относился к «упоминаниям» родного края у рок-музыкантов. Не каждый сможет сходу вспомнить «рок-песни о Карелии», тем не менее подобных примеров не мало. В данной статье речь пойдет не только о песнях, непосредственно посвященных республике Карелия, но и об использовании «карельских мотивов» в песнях и творческом облике музыкантов.

Карелия в песнях русского рока.

Карелия всегда была «дружественным» для представителей рок-музыки регионом. В эпоху рассвета рок культуры город Петрозаводск можно было смело назвать одним из самых «рокерских» городов страны. Рок здесь любят и умеют играть. Карелия породила немало интересных рок-групп, известных, в том числе и за пределами республики. Свою вариацию «гимна родного края» представила петрозаводская рок-группа «Истинный облик», используя «рефрен» из самой известной песни о Карелии: «Долго будет Карелия сниться».

Много лет в Петрозаводске проводился международный фестиваль живой музыки «Воздух». Несмотря на то, что позиционировался он как опен-эйр, лишенный «жанровых» ориентаций, по формату «Воздух» был в первую очередь рок-фестивалем. Он возник силами «Нашего Радио» и, по большому счету, представлял собой «уменьшенную копию «Нашествия». Одними из завсегдатаев фестиваля стала санкт-петербуржская группа «Пилот». Илья Черт и его команда не пропустили ни одного «Воздуха», бессменно выходя на сцену фестиваля на карельской земле, что уже само по себе показательно и может говорить об определенном интересе музыкантов к нашему краю.   В обширном песенном наследии коллектива есть песня, которая так и называется «Карелия». Песня была написана ещё до того как появился «Воздух», она вошла в альбом «Наше небо» 2002 года, а первый фестиваль состоялся в 2005. Конечно же, зазвучав над Онежским озером, эта песня была встречена поклонниками с особым теплом.

 

Явные и неявные отсылки к Карелии можно встретить и в творчестве других именитых рок-музыкантов, которые в разные годы выходили на сцену фестиваля «Воздух».  Так, в известной песне группы «Алиса» «Стать Севера» упоминаются великие карельские озера, да и вообще весь припев как будто бы описывает природу нашей республики:

В синь Онеги да Ладоги,

В мед брусники да клевера,

В радость ливня и радуги

Крестит мир стать Севера.

Да и в остальном тексте песни встречаются «карельские намеки».


Возможно, Кинчев имел ввиду не конкретно Карелию, а писал и пел о «русском севере в целом», но тот факт,   что «обобщенный облик русского севера»  он передал через «карельские образы» уже о многом говорит.

Пример «случайного» упоминания можно найти у легендарной группы «Чайф», родом из далекого уральского Екатеринбурга Лирическая композиция «Я рисую на окне» на первый  взгляд не связана с Карелией, но один из образов, использованных Шахриным, всё же отсылает к культурному наследию нашей республики. В песне есть строчка: «Я тебе построю Кижи, взяв от спичек коробок». Это говорит о том, что карельский культурно-этнографический памятник воспринимается за пределами республики как часть общемирового культурного достояния, недаром Шахрин рифмует «Кижи» с «Парижем».

«Калевала» в тяжелой музыке

Ближайший зарубежный сосед Карелии – Финляндия. Карелию и Финляндию многое связывает в культурно-историческом плане и не удивительно, что в творчестве многих финнов карельский житель может найти «что-то родное».  Финляндия славится своей традицией тяжелого рока и металла.  Многие финские рокеры, интегрирующие в свою тяжелую музыку элементы фолка, эксплуатируют в творчестве мотивы эпоса «Калевала». который в Финляндии  считается «своей национальной эпопеей». Своим его считают и в Карелии. Значительное место «Калевала» занимает в творческом наследии финской группы «Amorphis», совмещающей атмосферный дет-дум с элементами тяжелого фолка. Альбом «The Beginning of Times»  целиком посвящен образу Вяйнямёйнена, самого известного персонажа карело-финской  мифологии. Представители более традиционной формации тяжелого фолка, группа «Korpiklaani» также обращались к теме «Калевалы», о чем я уже рассказывал в статье, посвященной этому коллективу.

Продолжая разговор о калевальских мотивах в современном металле, перенесемся из Финляндии обратно в Россию. Среди представителей российского фолк металла есть группа, которая так и называется «Калевала». Житель Карелии, впервые столкнувшись с данным коллективом, невольно подумает, что группа каким-то образом связана с регионом. Именно такая мысль возникла у меня, когда я в пору увлечения фолк металлом соприкоснулся с творчеством «Калевалы». Однако, это не так. Группа была основана в городе Москве. Её лидер – Ксения Маркевич, экс-вокалистка культовой группы «Batterfly Tample» и проекта «Невидь». Певица и автор песен в интервью говорила о том, что у неё есть финские корни, этим и обусловлен выбор названия.  Логично предположить, что группа  с таким названием играет фолк-метал с «угро-финской» стилистикой, однако большая часть известных песен «Калевалы» вписывается скорее в контекст «русского народного  тяжелого фолка». Группа активно обращается к славянским культурным и языческим мотивам. При этом коллектив нельзя обвинить в полном игнорировании «культурного противоречия» и несоответствия названия облику, в числе прочего группа обратилась и к эпосу, подарившему ей название, и выпустила одноименную песню «Калевала», текст песни «соткан» из отрывков  второй руны эпоса в классическом переводе Л. П. Бельского.

 

 

Невольное причудливое сочетание «финно-угорского» и «славянского» в облике группы делает её привлекательной для карельских слушателей, есть в ней что-то органичное, родное. Хотя, географически группа не имеет никакого отношения к Карелии и даже с гастролями давно в наши края не приезжала.

Группа «Карелия».  Есть и такая!  Откуда они и что поют?

Есть в пространстве российской рок-музыки ещё одна группа, чье название заставляет карельского слушателя «обмануться» в вопросе происхождения и территориальной принадлежности музыкантов. Камерный оркестр «Карелия». Звучит очень «местечково», как будто речь идет о каком-то карельском академическом коллективе. Но на поверку оказывается, что этот «оркестр» представляет собой актуально и интересно звучащую современную группу, играющую музыку в духе «неофолка» и «софт-рока». Базируется коллектив в Санкт-Петербурге, а солистка коллектива Ника родом из Вологодской области. Оба региона географически близки к Карелии и в этнической составляющей звучания группы в угоду названию прослеживается что-то «карельское».

 

 В мировой рок-музыке можно найти множество упоминаний Карелии, прямых и косвенных отсылок к истории, культуре, географии республики. Я остановился лишь на некоторых мне моментах. Многие приведенные в статье примеры показывают весьма опосредованную связь музыкантов и тематики песен с Карелией. Образы Карелии прочно вошли в музыкальную культуру, преодолев границы республики и став частью общероссийского, а в ряде случаев и международного культурного пространства.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий