Группа «Кис-Кис». Новый русский панк, или девочки, которые «бомбанули».

«Кис-Кис» – молодая и умеренно провокационная группа из двух девчонок, изрядно «бомбанувшая» в последнее время. Мнения по поводу облика этого коллектива у слушателей полярно разнятся.

Одни отплевываются, ссылаясь на пошлость текстов и низкий художественный уровень, другие не способны воспринимать такую музыку всерьёз, а третьим заходит. И к третьей категории относятся не только «малолетки», которым, казалось бы, такая музыка с протестным духом и долей «запретного плода» должна быть адресована. Проект получился очень неоднозначным, интересным и вполне характерным для современной эпохи, когда только ленивый не говорит о смерти рок-музыки и том, что рок и рэп поменялись местами. И если раньше «высокое слово и философию» транслировал рок, а рэп был музыкой «гопоты», то теперь всё вроде как начинает быть «наоборот». Такие разговоры, на самом деле, насквозь пропитаны непробиваемыми стереотипами, коими на протяжении десятилетий живет виртуальное сообщество. И вот на этом противоречивом для рок-музыки и российской музыкальной культуры поле появляются две девицы, которые заявляют что проводят свою юность «в стиле панк» и на весь «ютуб» поют:

«Ты пришлешь мне в личку член, скажи, зачем?»

или

«Я с тобою просто трахаюсь, трахаюсь».

Что это вообще такое? Что за похабщина? Неужели рок и правда скатился в никуда, и такие проекты показывают его окончательную деградацию? На самом деле всё не совсем так, и появление «Кис-Кис» можно трактовать двояко, если посмотреть на этот проект в контексте развития современной музыкальной культуры. Что ж, давайте разбираться.

 

 

Быстро «хайпанули».

Группа появилась на свет в прошлом году, после случайной встречи двух её главных участниц на студии звукозаписи. Знакомство переросло в совместный проект, вокалистки и барабанщицы, к которому они подключили ещё несколько человек, чьи лица во время выступлений закрыты масками. Сделано это, судя по всему для того, чтобы не акцентировать на них внимания и позиционировать группу как женский дуэт.  

По меркам музыкальной истории возраст группы младенческий, можно сказать даже смешной. Но не прошло и года с момента «зачатия» коллектива, а девушки уже выпустили первый альбом и изрядно «хайпанули». Откуда такие успехи в столь короткий срок? Неужели девчонки столь талантливы, что их природная одаренность позволила им в одночасье «проснуться знаменитыми».

На самом деле внезапное появление группы «Кис-Кис» — это очередное проявление особенностей современной музыкальной культуры. Те времена, когда молодые артисты потом и кровью выбивали себе место на Большой сцене и тратили годы только на то, чтобы хотя бы иметь право считаться артистами, уже давно позади. Сегодня уже не обязательно проходить худсоветы, и даже  «круто попадать на ТВ», участвуя в музыкальных шоу, доказывая зрителям свой талант, бегать по студиям и продюсерским центрам, показывая свой материал, или в стиле Елены Воробей умолять «НУ возьмите меня». Достаточно найти единомышленников, сделать музыку и выложить её на Ютуб. Но значит ли это, что сегодня может прославиться каждый первый? Далеко нет, ведь в ютубе тоже надо выделиться, и вкусы аудитории меняются, а требования возрастают. Но «запросы ютуб аудитории» — это отдельная тема, не имеющая прямого отношения к данному разговору, тем более что музыкальный ютуб отличается от блогерского. Как тогда, так и сейчас среди музыкантов находятся те, кто делает годный материал, но остается «широко известным в узких кругах». А выстреливает, как правило, что-то нетрадиционное, нестандартное, зачастую приземленное и простое, отражающее современные тренды. Волей-неволей хочется вспомнить слова, спетые в разные времена Егором Летовым и Сергеем Шнуровым о том, что на самом деле любит наш народ. Но если народ по прежнему хавает «всякое Г», то что же тогда изменилось? Изменилось время. Появись такая группа как «Кис-кис» лет десять-пятнадцать назад, на них мало кто бы внимания обратил. Такие группы появлялись каждые выходные в каждом гараже, и далеко не все из них получали хоть какую-то известность, не всем удавалось не то что записать видео, а даже сделать демо-запись, а уж о том, чтобы их музыку обсуждали музыкальные блогеры и речи быть не могло. Правда, и слова блогер тогда никто не знал. А ведь тогда – в 2000-х годах было время рассвета рок-культуры и высшая точка его популяризации, после которой началась трансформация и нисхождение. Сегодня, в период, когда рок утратил былые позиции, девушкам удалось «бомбануть». И вовсе не потому что они так круты с точки зрения художественного уровня. Можно сказать, что девушки опоздали со своей музыкой лет на 10-15, и именно это им помогло, так как в условиях измененного восприятия музыки им удалось попасть в современную конъюнктуру и в какой-то степени стать «новым откровением в нынешней музыкальной реальности». Хотя, по большому счету, ничего принципиально нового и уж тем более откровенного в этой музыке нет. И противоречивое отношение к этому коллективу и его внезапному появлению вполне объяснимо исходя из облика группы, в котором перемешано сразу несколько очевидных констант.

Облик группы

Тезис о том, что группа опоздала со своей музыкой примерно на десятилетие, может показаться спорным и даже парадоксальным. Казалось бы, в то время 20-летние девчонки ещё «пешком под стол ходили» и только вступали в тот возраст, когда начинаешь соприкасаться с подобной музыкой. Но возможно, именно этим объясняется некоторая «наивность» их стиля. Не случайно многие слушатели подумали, что девчонки младше, чем есть на самом деле, и трактовали их музыку как «подростковый панк».

Когда я впервые услышал данный коллектив, у меня сложилось ощущение, что я вернулся в «свой 9-ый класс». В музыке группы причудливым образом перемешалось то, что в те времена слушали мальчики и девочки, увлеченные «популяризированными вариациями» рок-музыки. Тогда вовсю гремел сериал «Ранетки», и одновременно с этим страну накрыла волна популярности суб-культур скейтеров и эмо. Мальчишки активно слушали музыку калифорнийского происхождения под названием «поп-панк». В моём родном Петрозаводске тогда существовала группа «Пип-шоу», представлявшая провинциальную вариацию русифицированного тренда «калифорнийского панка». «Кис-кис» в определенный момент прослушивания их самого нашумевшего трека с пошловатым названием показались мне очень своеобразным и перемещенным во времени гибридом «Пип-шоу» и «Ранеток».

 

 

Собственно, группа отлично вписывается в концепт «поп-панка», и это жанровое определение отлично подходит их музыке.  На волне популярности рока и увлечения молодежи «глубокими смыслами» некоторых рок-песен, поп-панк представлялся «несерьёзной рок-музыкой», максимально упрощенной, приземленной и прилизанной версий «панк-рока», которая достаточно далеко отошла от оригинального панка, рожденного в англо-американской действительности 70-х. А русский вариант и вовсе оказался «пересаженным и адаптированным».

В текстах «поп-панк» групп зачастую встречались тексты «ниже пояса». Перевод текстов «корифеев» жанра группы «Блинк» заставит моралистов крикнуть: «Фу, какая пошлость». В этом смысле соотнесение группы «Кис-Кис» с характерными чертами поп-панка оправдывает частую претензию к качеству и содержанию текстов группы. Сочетание откровенных тем с «социальщиной», и «актуальными картинами из жизни» можно назвать общим положением для многих поп-панк текстов. Во многих песнях коллектива есть строчка или две, которые показывают «другой уровень понимания». Девочки описывают в своих песнях вполне типичные ситуации из современной жизни и подают их местами даже остроумно.

 

Поп-панк -это музыка, из которой свойственно вырастать, и играющие её дядьки зачастую старше слушателей. По причине «взросления» поклонников поп-панка популярность этого жанра закономерно спала,  и его образ остался в той эпохе. И вдруг внезапно появляется группа, повторяющая многие черты жанра и актуализирующая его содержание в современных реалиях. В песнях группы встречаются очень типичные по мелодике, интонированию и посылу тот самый поп-панк «десятилетней давности» в его русской вариации.   И эта группа заходит далеко не только подросткам.   Что это? Ностальгия повзрослевших поклонников поп-панка, усталость публики от «серьёзных тем» или закономерное «смещение вкусов» рок-аудитории. Скорее всего, значение имеют все три фактора.

Конечно же, «Кис Кис» это не «тот самый поп-панк» и даже не «женская версия поп-панка», это очередной проект выросший в рамках тенденций «переосмысления» и «трансформации смысла», показав «слом» рок-культуры в современную эпоху.

«Новый русский панк»?

Поклонники рок-музыки всегда отличались ортодоксальностью. В своё время тот же поп-панк получил немало пинков за «искажение» и чрезмерную популяризацию «исконного духа». Современное рок сообщество живет скорее прошлым, чем настоящим. Эпоха рассвета рок культуры в 2000-е годы стала одновременно и временем его «максимальной популяризации». Казалось бы, точка невозврата пройдена, отсюда и разговоры о «конце рок эпохи». А, между тем, музыкальная культура сделала новый виток и на осколках того рока, который мы так дружно хороним, возник так называемый «новорок» и «новопанк». В первой ипостаси заявили о себе Гречка и Монеточка, а во второй «Пошла Молли» и «Буерак», которые получили неожиданную популярность у молодежи.  Ортодоксальные же поклонники рока уже не воспринимают данных артистов в контексте рок-культуры.  Но в то же время в так называемом «новороке» и «новопанке» мы видим пусть и очень извращенное и видоизмененное, но всё же продолжение трендов рок культуры, это уже, если хотите, «популяризация популяризации» или «пляски на костях». Называть это роком или нет — пусть каждый решает сам, но не признавать объективной данности глупо. Может ли сегодняшний рок быть другим – спросит читатель. Безусловно, может, но он почти наверняка останется в андеграунде и будет музыкой узкого круга, каким рок и был в первые десятилетия своей истории.  А в мейнстрим сегодня выходят проекты с «минимальной жанровой идентификацией» и максимальным «искажением культурного кода».

«Кис-Кис» органично вписывается в концепт современного «новопанка» (не случайно некоторые окрестили их «женской версией Пошлой Молли»), но при этом разительно выделяются на общем фоне. Намешав в себе «актуальных тенденций» и «полузабытых черт» и «характерных жанровых признаков», группа «Кис Кис» стала продуктом современной музыкальной эпохи, который осознанно или не осознанно вырос на достаточно прочном и многоуровневом фундаменте. И как ни крути – это современный вариант панк-музыки. Другое дело, что «Кис-Кис» имеет такое же отношение к Джону Лайдону и панк-року в изначальном смысле, как телевизионный проект «Последний герой» к роману Даниэля Дэфо. Я думаю, что это сравнение позволило понять мою основную мысль, и любители «старого-доброго» панк-рока не станут кидать в меня бутылками. Рок-музыка сейчас находится на том этапе, когда «вырождение» медленно и мучительно перетекает в «перерождение». По крайней мере, хочется в это верить. Ведь, чтобы по-настоящему взлететь, нужно побывать на самом дне!

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий