Горячие финские парни тяжелого фолка. История группы Korpiklaani

Страна: Финляндия
Город: Лахти
Жанр: Фолк-металл
Год основания: 1993/2003

Состав: Йонне Ярвеля — вокал, мандолина
, Калле  Савиярви — гитара, бэк-вокал, Яркко Аалтонен — бас-гитара, бэк-вокал, Туомас Роунакари — скрипка, Сами Перттула — баян
, Матти  Йоханссон — ударные, бэк-вокал

 

Фолк-металл или тяжелый фолк – одна из разновидностей металла, основанная на сочетании тяжелой музыки и народных, этнических мотивов. Человек, хоть немного разбирающийся в рок-музыке и в музыкальной культуре вообще, сразу поймет, что такое определение предполагает вопиющую неоднородность данного кластера музыкальной культуры. Ведь разновидностей металла существует великое множество, а «этнические мотивы» и «этническая музыка» у каждого народа своя. Очевидно, что африканский и скандинавский фолк будет звучать принципиально по-разному.  Тем не менее, в общественном сознании сформировался некий обобщенный стереотип «фолк-металл группы. Когда, сталкиваясь с новым исполнителем, меломан видит в графе «жанр» определение фолк-металл, он зачастую уже может предполагать, что примерно ему предстоит услышать. Фолк-металл в классическом виде предполагает сочетание традиционной металл-музыки (в духе хэви и пауэр) с европейской фольклорной и эпической традицией ( германской, кельтской, скандинавской, славянской или финно-угорской, в зависимости от страны происхождения группы). Одним из «хрестоматийных примеров» фолк-металл группы в стереотипном понимании является коллектив «Korpiklaani», представляющий одну из самых металлических стран современного мира – маленькую и гордую Финляндию. Здесь очень любят металл в разных его видах и умеют его играть. «Korpikaani» –  одна из самых известных финских групп, и самая известная фолк-металл группа из «Суоми», по крайней мере у нас в России.

Коллектив часто относят к так называемому «пивному фолку», то есть несерьёзному кластеру тяжелого фолка, под который  хорошо поплясать, повеселиться и выпить пивка. Такое восприятие группы в общественном сознании логично и вполне закономерно, ведь эти финские ребята известны прежде всего своими «разухабистыми» алкогольными хитами. В числе самых известных их хитов песни Juodaan Viinaa, Vodka, Beer Beer, Tequila, Happy Little Boozer. Чтобы понять «основной посыл» этих композиций, перевод не требуется. Тем не менее, если бросить ретроспективный взгляд на весь творческий путь лидера коллектива Йонне Ярвеля и его коллег, то становится очевидно, что творческий облик коллектива куда шире и многогранней, а содержание их творчества намного глубже и уж точно не ограничивается воспеванием «нездорового образа жизни».

 

 

А началось всё в далекой Лапландии в не менее далеком 1993 году, когда многие любители творчества «Korpiklaani» ещё не родились или пешком под стол ходили. «Корпов» в привычном понимании тогда тоже ещё не существовало. Бренд «Korpiklaani» появится только через десять лет, в 2003 тогда и начнется «современная история» этого коллектива. А первое десятилетие творческой деятельности правильнее будет назвать «предысторией». Но, как известно, «бэкграунд» играет огромную роль в творческой деятельности любого музыканта, и каждый этап творчества так или иначе вносит свою лепту и оказывает влияние на музыкальный облик исполнителя.

В 1993 Йонне вместе со своим товарищем Маареном Айкио создали фолк-дуэт «Shamaani Duo». Тогда они не имели никакого отношения ни к року, ни тем более к металлу и предлагали слушателям традиционную финскую этническую музыку. Они играли в ресторанах, создавая для посетителей питейных заведений «особую атмосферу». Позже акустический этнический дуэт стал обретать очертание рок-группы, набрался полный состав, звучание потяжелело и напоминало сочетание «тяжелого рока» и «атмосферной поп-музыки», а называться команда стала просто «Shaman». Под этой вывеской были выпущены первые два альбома коллектива. Группа постепенно эволюционировала, звучание утяжелялось, а состав постоянно менялся.

Дальнейшая творческая биография Йонне Ярвеля  и история его коллектива, предполагавшая корректировку концепции, смену состава  и ребрендинг, показала верность правила: «Будь проще — и народ к тебе потянется». Наступил 2003 год, и на свет появились «Korpiklaani». Йонне стремился сделать музыку команды «доступнее», это касалось и звучания, и тематики лирики, и даже языка, на котором эта лирика писалась. В репертуар были добавлены песни на английском языке. Рок и металл – явления, рожденные в англо-американском культурном пространстве, и большинство широко известных в мире рок-музыкантов, вне зависимости от страны своего происхождения, выбирают языком текстов песен английский. В тяжелом фолке музыканты часто поют на национальных языках. Это вполне объяснимо ввиду значимости для этого направления «этнической традиции». Тем не менее, очень много групп, эксплуатирующих фолк-мотивы, поют исключительно по-английски. Изначально проект, появившийся под вывеской «Korpiklaani», также был англоязычным, но хватило музыкантов на два альбома. Начиная с третьего диска, в лирику возвращается родной язык. Многие англоязычные треки снискали популярность и входят в число «главных хитов коллектива». В языковом плане творчество группы представляет собой некий удачный компромисс, в их песнях «чередуется» международный английский с национальным финским. Со временем родной язык закономерно стал превалирующим.

 

 

 

Популярность группы во многом объясняется изначальным курсом на «доступность», благодаря чему музыканты вписались в «мейнстримовый облик фолк-металла». По большому счету группа в современном виде создавалась как вполне «тенденциозный» проект. Название группы переводится на русский язык как «Лесной клан» (иногда переводят «Лесные братья» или «Лесное братство», но такой перевод не совсем точен).  Лирика группы строится на вполне типичных для фолка сюжета. В угоду названию значительное внимание уделяется теме природы и странствий. На раннем этапе «Korpiklaani» сотрудничали со своими «собратьями» по сцене — группой «Fintroll», которая во многом близка «Корпам» по звучанию и также условно относится к так называемому «пивному фолку». И всё же с точки зрения «этнической составляющей» и «проработки народных мотивов» Йонне Ярвелля, и члены его «лесного клана» несколько серьёзней и глубже «финских троллей».  Музыканты остаются верны своей концепции, которая строится на популяризации и актуализации «финских народных мотивов». Группа часто обращается к «саамской музыке» и к «шаманской теме». Последнее явно является наследием «доисторического этапа» творчества коллектива. Музыка «Korpiklaani» привлекает не только своим драйвом, но и «национальным колоритом», финскость этого коллектива не ограничивается только языком и страной происхождения, но и отражается в звучании и в атмосфере их музыки. Группе удалось органично вписать в свою музыку «глубокое финское народное чувство» и на этом сочетании соткать объемный и многогранный облик яркого, забористого фолк-металла, который вмещает в себя не только разудалые пляски и веселый драйв, но и что-то эпическое, а местами даже проникновенное. В 2012 году группа выпустила альбом «Manala», лирика которого основывается на мотивах карело-финского эпоса «Калевала». Редкий финн, так или иначе соприкасающейся с фольклорной традицией, способен пройти мимо этого произведения. Было бы странно, если бы одна из главных фолк-групп страны не обратилась к «Калевале». Следуя своей «компромиссной» языковой политике, группа выпустила альбом в двух частях. На первом диске композиции были представлены на финском языке, на втором те же треки исполнены на английском. Эстетика «Калевалы» использовалась группой и раннее, тексты некоторых песен группы, написанные по Йоха Иркасом, по стилистике близки к национальному эпосу. Позднее творчество коллектива отличается большей серьёзностью и глубинностью, хотя концепцию, свой фирменный стиль  музыканты сохранили.

 

 

В 2014 году лидер группы «Korpiklaani» Йонне Ярвеля «без отрыва от производства» в основной группе пробует себя в сольном творчестве. Оставаясь лидером и вдохновителем Корпов, он создает параллельный проект «Jonne”, в рамках которого выпустил два альбома в 2014 и 2017 годах. Сольное творчество Йонне несколько легче по звучанию, чем его магистральный проект и жанрово ближе скорее к фолк-року, чем к металлу, хотя «привычные корповские черты» остались узнаваемы в новых композициях. Очевидно, что его музыкальная деятельность ведома «глубоким интересом и любовью к национальной традиции». В сольном плавании музыкант продемонстрировал желание и способность делать более серьёзную, глубокую и осмысленную музыку, чем та, с которой продолжают ассоциировать «Korpiklaani».

На данный момент дискография группы насчитывает 10 полноформатных пластинок. Юбилейный десятый альбом «Kulkija» вышел в 2010 году. По своему облику, звучанию и «посылу» этот диск контрастирует с «алкогольными» хитами коллектива, показывая, с одной стороны, эволюцию в звучании, с другой стороны, верность традиции. Рецензию на данный альбом можно прочитать на сайте Радиола. Аудио.

Добившись достаточного успеха и получив известность за пределами своей страны, музыканты группы «Korpiklaani» рассказывают, что музыка по-прежнему их «не кормит». Из этого факта кому-то захочется сделать вывод о популярности жанра фолк-металл в «коммерциализированном» музыкальном мире. Однако стоит обратить внимание на отношение коллектива к своему творчеству и к слушателям. Не смотря на то, что в глазах многих любителей металла, в том числе и в России, «Korpiklaani» являются признанными звездами, они никогда не демонстрировали публике, что ощущают себя таковыми и не дистанцировались от своих поклонников. Характерный случай произошел в 2014 году во время фестиваля «Folk Summer Fest» проходившего в городе Гусь Хрустальный Владимирской области. Группа была хедлайнером первого дня фестиваля. После выступления своего коллектива Йонне остался на ночь в палаточном городке, а на утро играл на гитаре в компании гостей фестиваля и общался с поклонниками на суржике из финского, английского и ломанного русского.

Группа «Korpiklaani» неоднократно выступала на территории нашей страны. Недавно по случаю выхода своего 10-го альбома они проехали по городам России с очередным масштабным туром, и российский слушатель всегда очень радушно принимает этих горячих финских парней. Если вы любите металл, но до сих пор  по каким-то причинам не слышали или не расслушали эту группу, то прочтение данной статьи станет для Вас хорошим поводом, чтобы обратиться к их творчеству.

Рассказать друзьям:

2 комментария

  1. Спасибо! Давненько не слушала металл, но это прям самое то! Пожалуй возьму в плеер на ближайшее время.

  2. Я горячий финский парень.
    Я люблю колоть дрова,
    Когда после ночи пьяной,
    Мучит похмело с утра!
    Лучше бы опохмелиться, а в избе ни капли нет,
    А наш винный вот уж месяц как закрылся на обед.

    Вдруг из леса вылезает
    К нам на хутор страшный тролль
    И вокруг распространяет
    Отвратительную вонь.
    Рассмотрел его поближе – вижу русский алконафт
    Тащит мне бутылку водки, хочет пить на брудершафт!

Добавить комментарий