Диктор Советского Союза Леонид Хмара. Неизвестный голос эпохи.

Уважаемые читатели, Обратите внимание! Это первая «гостевая» статья на сайте. Автор этого текста — Дмитрий Александрович Толкачев. Встречаем нового автора!  Администратор проекта не несет ответственности за достоверность содержания гостевых статей. Все права на текст гостевой статьи принадлежат её автору

Кто такой Леонид Хмара? Пожалуй, это имя ни о чём не скажет среднестатистическому обывателю. Мало кто слышал что-либо о таком человеке. Его имя оказалось забыто, а сведений о нём крайне мало. Да что уж там, даже в советское время имя этого человека никому ни о чём не говорило. Однако, его голос был знаком миллионам советских зрителей. Он стоял в одном ряду с такими легендарными советскими дикторами, как Юрий Левитан, Ольга Высоцкая, Виктор Балашов и другие. Но если других дикторов история запомнила, то Леонида Хмару слава обошла стороной. Хотя он был её достоин ничуть не меньше, чем тот же Левитан, рассказавший нам о победе над нацизмом в победном мае 1945 года.

Всё-таки, многие советские дикторы запомнились чем-то особенным. Левитан – ежедневными сводками с фронтов и объявлением о победе. Игорь Кириллов – репортажами с праздничных демонстраций. А голос Леонида Ивановича Хмары звучал чуть ли не в каждом фильме советской документальной кинохроники. Когда Левитан докладывал сводки с фронтов по радио, Хмара делал ту же работу на киноэкранах, но за кадром. Но Хмара запомнился не только военными сводками, именно он в дальнейшем докладывал советским зрителям о Параде Победы, о Нюрнбергском процессе и об успехах социалистического строительства. Его голос вдохновлял советских людей на новые боевые и трудовые успехи.

Представители старшего поколения выросли на пропагандистских документальных фильмах, которые озвучивал один и тот же бодрый и энергичный голос, который с большим энтузиазмом докладывал о том, как живёт счастливая Советская земля. Но мало кто знал имя этого человека. Ведь оно не упоминалось в титрах, не мелькало в выпусках новостей, не печаталось на страницах журналов. Ещё с детства я задавался вопросом: кто же тот самый человек, голос которого звучал почти в каждом фильме советской кинохроники, но его имя не упоминается нигде? Лишь недавно я случайно узнал о том, что звали этого человека Леонид Иванович Хмара. Родился он 21 февраля 1915 года в городе Харькове. Данные о нём настолько скудны и непонятны, что неизвестно даже его настоящее имя. По некоторым сведениям, изначально его звали Алексей. В 1936 году он окончил Харьковский музыкально-театральный институт. Данные о том, где он первые годы применял свои навыки, не найдены, известно лишь то, что первое время после окончания института он работал в театре. В Интернете есть некоторые утверждения о том, что незадолго до войны он озвучивал по радио правительственные сообщения, но был отстранён за небольшую оплошность, однако каких-то более подробных сведений также не найдено. В 1941 году Хмара пришёл на Центральную студию документальных фильмов, где и пробил его «звёздный час». В годы Великой Отечественной войны ЦСДФ играла чуть ли не главную мобилизующую роль, выпуская пропагандистские военные фильмы и киножурналы. И тут же зазвучал голос Леонида Хмары. В киножурнале «Новости дня» он передавал сводки о разгроме немецких войск под Москвой, о днях и ночах Сталинграда, об освобождении Правобережной Украины и взятии Берлина. Его голос звучал в фильмах о завершающих этапах войны. Ещё бы – сам Сталин высоко оценивал его голос. Однажды с ним произошла такая история. Сталину привезли новый выпуск «Новостей дня». Но текст в нем читал Левитан. Сталин посмотрел и сказал: «Хороший журнал, очень хороший журнал. Скажите, а что случилось с товарищем Хмарой? Нет, я против товарища Левитана ничего не имею, но что случилось?» Ему отвечают, что Хмара в отпуске, в Сочи. «Жаль, — говорит Сталин, — был бы еще лучший журнал». Встал и ушел.

И вот Хмара лежит на пляже с женой и дочкой, немного приняв перед этим «Изабеллы». Открывает глаза, а над ним стоят двое в шляпах и макинтошах и спрашивают: «Товарищ Хмара?» Что там на песке после этого осталось, я не знаю. Но Хмару сажают в военный самолет, видя, в какое состояние он пришел, дают ему коньячку и привозят в Москву, в дикторскую кабину на студии в Лиховом переулке. Там он читает текст, после чего эти двое снова сажают его в самолет, везут обратно в Сочи и кладут на то же место на пляже. Новый выпуск киножурнала везут Иосифу Виссарионовичу, тот смотрит и говорит: «Все-таки товарищ Хмара очень хорошо читает. Замечательный журнал, спасибо, товарищи». Неудивительно, что именно Леонид Хмара передал всю праздничную атмосферу легендарного парада на Красной площади 24 июня 1945 года, озвучив фильм «Парад Победы». С созданием этого фильма была связана такая история: во время работы над фильмом съёмочная группа отправилась в командировку в Берлин. Для Леонида Хмары это была первая заграничная поездка. В тот же вечер он решил отметить это событие в берлинском ресторане. Едва приступив к закуске, он очень сильно прикусил себе язык, после чего понадобилась «скорая помощь». Когда в Москве узнали, что немецкий доктор запретил советскому диктору открывать рот, решили, что этот врач — фашист. Но к счастью, диктор вскоре пришёл в себя, и фильм был озвучен вовремя. Фильм, снятый на немецкую трофейную киноплёнку, стал одним из первых в СССР цветных фильмов. «Парад Победы» произвёл ошеломляющий эффект: и по сей день он передаёт то настроение, которое царило в советской столице в первые дни после Победы.

После войны Леонид Хмара не остался не у дел. Он продолжал озвучивать фильмы советской кинохроники. Его голос звучал в киножурналах «Новости дня», «Советский спорт», «Советское кино», «Советская армия». Голос Леонида Хмары звучал в фильмах о Нюрнбергском процессе, о Ленине, о советских республиках, о братских социалистических странах, о великих русских писателях, о строительстве главного вуза страны – МГУ, о выдающихся советских учёных, деятелях культуры, о полёте в космос, о жизни советского общества. Голос Леонида Хмары звучал не только в документальных фильмах, но и в художественных: его голосом говорил Николай Васильевич Гоголь в фильме «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», где его роль сыграл замечательный актёр Георгий Вицин, его голос также звучал в «Сказке о Коньке-Горбунке», в военной драме «Живые и мёртвые». Последними его работами были документальные фильмы «Союз-Аполлон» — о состыковке советского и американского космических кораблей «Союз» и Аполлон» в 1975 году, «Осторожно, маоизм!» — советский пропагандистский фильм 1976 года о последствиях Культурной революции в Китае, который вырисовывает маоистский Китай в чёрных красках, и «Во имя мира!» 1977 года. За свою деятельность в 1968 году Леонид Иванович удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР.

Леонид Хмара умер 7 декабря 1978 года. Ему было 63 года. Несмотря на то, что имя Хмары никогда не было известно широкой публике, а в титрах оно замалчивалось, его можно назвать «голосом эпохи». Немалая часть советской эпохи прошла под звуками его голоса. И до сих пор голос Леонида Хмары является самым ярким свидетельством этой противоречивой эпохи в истории страны, можно даже сказать, что он стал её символом. К сожалению, имя Леонида Хмары оказалось незаслуженно забыто, а полный список фильмов. где звучал его голос, до сих пор неизвестен. Почти не сохранилось даже его фотографий, кроме одной, но и то – далеко не лучшего качества. На мой взгляд, необходимо исправить эту вопиющую несправедливость.

 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий