Мао Цзэдун — эпоха в истории Китая

Мао Цзедун
Изображение взято с сайта reginum.ru
Статья приурочена ко 125-летию со дня рождения Мао Цзэдуна
Гостевая публикация! Все права на текст гостевой статьи принадлежат её автору. Позиция авторов гостевых статей может не совпадать с позицией администрации.

 

Что мы знаем о Мао Цзэдуне? Для нас, жителей России, это, в первую очередь, один из символов Китая. Целое поколение китайцев выросло под этим именем. Образ Мао Цзэдуна сопровождал жителей Поднебесной на протяжении всей жизни: с его именем рождались, песни о нём разучивали в школах, с его именем китайцы шли в армию, а после армии работали под знаком его идей.

В Китае Мао Цзэдун стал, своего рода, аналогом Сталина. Неудивительно – учитывая, что именно Сталин способствовал его приходу к власти в результате долгой и кровопролитной гражданской войны в Китае. Да и так получилось, что их дни рождения тоже стоят рядом. На днях исполнилось 140 лет со дня Рождения Сталина, а 26 декабря был 125-летний юбилей Великого Кормчего. Да и отношение к вождям в обеих странах крайне противоречивое. В России Сталина на государственном уровне не почитают, но не запрещают чтить память о нём, чем и объясняется огромное количество цветов на его могиле. В Китае особо пышных торжеств в честь юбилея Мао не устраивали, ограничились лишь небольшими тематическими выставками. К памятникам Мао, которых в Китае до сих пор огромное количество, возлагаются цветы, но при этом, за чрезмерное почитание его памяти можно угодить под арест. Столь двойственное отношение к памяти Мао Цзэдуна в Китае объясняется официальной партийной оценкой, данной ему в 1981 году, спустя 5 лет после его смерти – «70% побед и 30% ошибок». При этом, гораздо большим уважением в Поднебесной пользуется фигура Дэн Сяопина, который провёл в Китае новый политический курс, а впоследствии и вообще ушёл от политики, проводившейся Мао Цзэдуном. И тем не менее, атрибуты маоизма в Китае по-прежнему остаются: до сих пор государственным является красный флаг с пятью звёздами, в центре Пекина висит огромный портрет Великого Кормчего, а за ним покоится сохранённое тело Мао, на которого приходят смотреть миллионы туристов со всего мира – как и в России точно также приходят смотреть на тело Ленина.

В конце XIX века Китай имел уникальный статус. С одной стороны, он был империей, которой правила династия Цин. С другой стороны, эта империя находилась под внешним управлением. Внешнюю политику Поднебесной определяли другие страны: Великобритания, Франция, США, Япония и Россия. В связи с этим, Китай неоднократно становился ареной, где сталкивались интересы великих держав. Конец империи положила Синьхайская революция, положившая конец монархии и свергнувшая последнего китайского императора Пу И, которому на тот момент было всего 5 лет. После революции империя распалась на несколько мелких государств, каждое из которых контролировалось своим правительством. Эти государства время от времени сталкивались между собой, стремясь расширить свои территории. К 1927 году в этом противостоянии сложились две наиболее крупные силы: коммунисты, которых возглавил Мао, и Гоминьдан, во главе которых встал Чан Кайши.

Коммунистические идеи получили широкое распространение в Китае в 20-е годы после победы Октябрьской революции в России. И особую роль в их распространении сыграл молодой Мао Цзэдун. Он родился в селе Шаошань провинции Хунань 26 декабря 1893 года в семье мелкого землевладельца. Учась в школе, он впервые ознакомился с учением Конфуция. Интерес к традиционному китайскому учению будущий председатель КПК сохранял и в годы увлечения марксизмом. Впервые в политику он вовлёкся в 1911 году, приняв участие в Синьхайской революции, однако, вскоре он отошёл от участия в революционных процессах, желая продолжить учёбу. Позже он знакомится с трудами Маркса, Энгельса, Кропоткина и под их влиянием увлёкся левыми идеями. В 1921 принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая, где вскоре стал секретарём отделения в своей родной провинции Хунань. Партия стала взаимодействовать с Коминтерном, который настоял на том, чтобы КПК вступила в союз с Гоминьданом. Однако, этот союз оказывается непрочным, и уже в 1927 году в Китае начинается Гражданская война.

Первым эпизодом стало крестьянское восстание «Осеннего урожая», организованное молодым Мао. После подавления восстания коммунисты бегут в Цзянси, где провозгласили советскую республику. Это резко подняло позиции Мао в КПК. Если российские большевики делали основной упор на рабочих, то в аграрном Китае главной движущей силой должны были стать крестьяне. Программа, ориентированная на крестьян, быстро завоевала популярность Коммунистической партии, которая к концу 20-х годов приходила в упадок. Однако, уже вскоре она снова смогла завоевать былую популярность, чему способствовали поддержка крестьян и помощь со стороны СССР. Результатом стало провозглашение в 1931 году в 10 районах Китайской Советской Республики, которую возглавил Мао Цзэдун. Однако, спустя 3 года, коммунисты покидают Цзянси, окружённый войсками Чан Кайши. А вскоре и коммунисты, и их противники чувствуют общую для всех угрозу – милитаристская Япония готовит наступление на Китай. В 1937 году Япония подвергла обстрелу мост Лугоу, находившийся на территории Китая, после чего началась Японо-китайская война. Противники по гражданской войне создали единый фронт против японских оккупантов. На 8 лет гражданская война приостановилась – началась отечественная война против японских захватчиков. Война завершилась в сентябре 1945 года, после капитуляции Японии. Успехи коммунистов в этой войне, усиление влияния СССР в мире, а также коррупция и авторитаризм Гоминьдана сделали победу КПК неизбежной. Уже тогда в Китае в контролируемых коммунистами районах усиливался культ личности Председателя Мао. Последняя попытка Гоминьдана исправить ситуацию в свою сторону стал захват при поддержке США города  Яньань, однако вскоре коммунисты вернули его под свой контроль. А 1 октября 1949 года Мао Цзэдун въехал в ворота на главной площади Китая – Тяньаньмэнь и провозгласил Китайскую Народную Республику. С тех пор 1 октября в Китае празднуется как день провозглашения КНР. Гражданская война, тем не менее, продолжалась ещё год и завершилась лишь 19 октября 1950 года. Гоминьдану удалось закрепиться на Тайване, где была провозглашена Китайская Республика.

Не успел Китай отойти от одной войны, как на очереди ему пришлось вступить в другую войну. На соседнем с Китаем Корейском полуострове вспыхнула война между двумя расположенными на нём государстве – Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Кореей. КНДР пользовалась поддержкой со стороны СССР, а РК – со стороны США. Помимо СССР, поддержку КНДР оказывала КНР, посылая туда солдат регулярной армии, выдавая их за «китайских добровольцев». Среди них был и сын Мао Цзэдуна – Мао Аньин. В 1950 году он не вернулся с Корейской войны и пал смертью храбрых, защищая Север. В Корейской войне Китай понёс большие потери, что стало в дальнейшем негативно сказалось на советско-китайских отношениях.

Из Гражданской войны Китай вышел бедной, разрушенной и разграбленной страной. Несмотря на это, с помощью СССР Китай сумел быстро оправиться от тяжёлых потрясений. В 1950 году в подарок от СССР Китай получил КВЖД, и в частности, Порт-Артур. При помощи СССР был составлен 1-й пятилетний план, проведена индустриализация, созданы крестьянские коммуны по типу советских колхозов. В СССР обучались тысячи китайцев, в Китай отправляли советских специалистов. Советская пропаганда подавала столь высокие отношения как пример огромных дипломатических и военных успехов СССР. В те годы широкую популярность получила песня «Русский с китайцем – братья навек!», которую разучивали в школах.

Однако, всё резко меняет смерть Сталина в 1953 году. Сам Мао на похороны Сталина приехать не смог, однако, отправил туда своего заместителя Чжоу Эньлая. В 1956 году XX Съезд КПСС осудил культ личности Сталина. В ЦК КПК об этом были разные мнения, однако, сам Мао принимать это решение не торопился. Тем не менее, он тоже решил идти по пути либерализации Китая. В 1957 году в стране началась кампания «Пусть расцветают сто цветов», согласно которой была разрешена открытая критика партийных решений. Но получилось так, что шквал критики в адрес политики КПК оказался слишком неожиданным. Политику партии раскритиковали настолько, что уже через год эта кампания была свёрнута, а её участники подверглись репрессиям. В 1959 году в Тибете поднялось массовое восстание, которое было жестоко подавлено, а духовный лидер Далай-Лама XIV был вынужден покинуть это священное для буддистов место.

А тем временем, началась другая кампания, получившая название «Большой скачок». Она стала аналогом советской коллективизации – планировалось полностью объединить все крестьянские хозяйства. В ходе этой кампании уничтожались крысы, воробьи, мухи и другие «вредители». «Уничтожение воробьёв» стало чуть ли не главной линией в китайской пропаганде. Последствия «Большого скачка» оказались катастрофическими – вместо ожидаемых успехов в стране начался страшный голод, жертвами которого стали от 10 до 45 миллионов человек.

А тем временем, отношения между Китаем и СССР начинают портиться. Из Китая отзывают советских специалистов, из СССР – китайских студентов. После свёртывания либерализации Мао переходит к ужесточению режима и обвиняет Хрущёва в «ревизионизме» и «предательстве коммунистических идей». Просоветски настроенные лица стали подвергаться в Китае репрессиям. В китайской пропаганде отчётливо прослеживалась линия, направленная на осуждение СССР. Одним из поводов для этого была и направленность внешней политики СССР на «мирное сосуществование с Западом» вместо «борьбы с капитализмом до победного конца». Так, начало набирать обороты новое течение – маоизм. Также сохранялись черты культа личности Сталина, которого Великий кормчий продолжал считать своим идейным вдохновителем.

 

После «Большого скачка» в Китае снова наступает период кратковременной либерализации. Мао осудил свою политику 1958-1960 годов, снова разрешил критиковать власть, а также допустил право частной собственности на землю. Однако, уже вскоре Мао понимает, что совсем отойти от коммунистических идей он не может – это будет предательством его идеалов. Он начинает понимать, что главную идеологическую роль в стране должна играть культура – она полностью должна быть поставлена на службу государству. Инициатором такой политики стала его жена,  бывшая актриса Цзян Цин. Именно она в середине 60-х годов резко критикует авторов «буржуазной» литературы.

 

Так, в стране развёртывается новая идеологическая кампания, получившая название «культурная революция». Целью «культурной революции» становится перевоспитание молодёжи, а также «сокрушение четырёх пережитков», что должно было означать окончательное преодоление феодализма. Для её проведения были созданы отряды «хунвэйбинов», которые состояли из студентов и школьников. «Хунвэйбины» устраивали погромы в храмах, монастырях, библиотеках, жестоко избивали тех, кого подозревали в нелояльности и «буржуазном мышлении». Нарушители «партийной дисциплины» зачастую отправлялись на перевоспитание в деревню. Беспредел «хунвэйбинов» и «цзаофаней» поверг в шок самого Мао: уже в 1967-1968 годах их отряды были расформированы, а сами они начали подвергаться репрессиям. И тем не менее, в 1969 году было объявлено об успехах «культурной революции». В 70-е годы она продолжалась, но уже без столь насильственных форм. От «культурной революции» пострадало около 100 миллионов человек, было репрессировано 5 миллионов членов КПК. «Культурная революция» привела к гибели исторического наследия Китая, были уничтожены тибетские святыни

Во внешней политике «культурная революция» тоже сопровождалась резким поворотом. В марте 1969 года, под предлогом «борьбы с советским ревизионизмом» происходит вторжение китайцев на остров Даманский, что окончательно поставило крест на советско-китайских отношениях. При этом, «советский ревизионизм» стал уже главным врагом Китая. Дело дошло до того, что в 1972 году в Китай с официальным визитом прибыл президент США Ричард Никсон, что стало первой вехой на пути к установлению китайско-американских отношений, несмотря на то, что за 15 лет до этого Мао ругал советское руководство за отказ от «войны с США». Начало сотрудничества КНР с США стало признаком того, что СССР стал восприниматься в Китае как больший враг, нежели США. Также в 1971 году КНР получила место в ООН, которое ранее занимала Китайская Республика, контролирующая Тайвань.

 

После 1971 года Мао всё больше отходит от дел в связи с состоянием здоровья. Внутри КПК разворачивается борьба между двумя фракциями – «прагматиками» и «левыми радикалами», впоследствии прозванными «Бандой четырёх». Мао пытается лавировать между ними, поддерживая в чём-то одних, в чём-то других. В январе 1976 года умер Чжоу Эньлай, представлявший «умеренно левую» фракцию, что дало их противникам временно взять верх. Сам Мао на тот момент уже полностью отошёл от дел. 9 сентября 1976 года Великого Кормчего не стало. Его тело было забальзамировано и помещено в мавзолей для всеобщего обозрения.

 

Имя Мао Цзэдуна по-прежнему пользуется широкой популярностью в Китае, несмотря на проводившиеся им репрессии. После его смерти фракция «левых радикалов», прозванная «Бандой четырёх», была разгромлена и арестована. Собственно, именно их назначили главными виновниками всех бед, творившихся в годы «Культурной революции». Культ личности Мао Цзэдуна был осуждён лишь частично, при этом, его по-прежнему считают одним из главных идеологов современного Китая. Власть в Китае фактически взял Дэн Сяопин, несмотря на то, что официально он не занимал никаких руководящих постов. С именем Дэн Сяопина связана масштабная либерализация политической и экономической жизни Поднебесной. Несмотря на то, что он сам пострадал в годы «Культурной революции», несколько раз оказывался в заключении, он отказался полностью осудить имя Мао. По сей день почти в каждом китайском городе стоят памятники Великому Кормчему, а где-то даже появляются новые. Считается, что именно Мао Цзэдун заложил основы для современного процветания Китая, однако, от самого Мао в современном Китае уже почти ничего не осталось, да и от коммунистического в названии правящей партии Китая сохранилось лишь название. Мао фактически превратился в «коммерческий бренд», которым привлекают туристов. При этом, в самом Китае представители старшего поколения с ностальгией вспоминают о временах Мао. Феномен маоизма популярен в Китае по сей день: о нём вспоминают особенно в те моменты, когда в китайской экономике дают о себе знать кризисные явления. Популярно такое мнение, что огромное социальное расслоение, вызванное экономическими реформами, ведёт страну в тупик, в то время, как политика Мао хоть и сопровождалась репрессиями и насилием, давала уверенность в завтрашнем дне. Также подчёркивается, что несмотря на репрессии, Мао всегда с уважением относился к своим оппонентам и к тем, кто правил до него: так, последний китайский император Пу И дожил до «культурной революции», пользовался в Китае личной поддержкой Мао Цзэжуна и даже сам в последние годы принимал участие в политике КНР. В общем-то, ортодоксальным марксистом Мао назвать сложно: он с уважением относился к конфуцианскому учению, опирался на сельское население, на китайские традиции, не считал монархию «абсолютным злом», да и на крайние меры лишился лишь на старости лет и под воздействием своей последней жены – Цзян Цин. Мао Цзэдун оказывал поддержку коммунистическим движениям других стран – в частности, Красным кхмерам в Камбодже, даже несмотря на то, что придя к власти, они начали преследовать и уничтожать китайцев. Он не отказывался от идеи мировой революции, которую видел под своим патронажем, но при этом, понимал, что его идеи проще всего реализовать в аграрных странах. Тем не менее, идеи маоизма пользовались популярностью и среди европейской молодёжи 60-х годов, их влияние широко прослеживалось во время Красного мая 1968 года в Париже. Однако, те, кто выходил тогда на улицы под маоистскими лозунгами, были плохо осведомлены о реальном положении дел в Китае – их привлекала яркость лозунгов и участие молодёжи в политике КНР. Последователями маоизма называли себя и леворадикальные террористические организации в мире, в частности, наксалиты в Индии.

Мао Цзэдун стал одной из наиболее противоречивых фигур XX века. До сих пор его имя в Китае вызывает большие споры и противоречия, и тем не менее, все сходятся в одном – он сыграл огромную роль не только в истории Поднебесной, но и во всей мировой истории.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий