Монтесума II и гибель ацтекской империи

Судьбоносная для целого народа встреча испанца Эранана Кортеса и ацтекского императора Монтесумы состоялась 8 ноября 1519 года в столице ацтекской империи городе Теночтитлан. Монтесуму часто называют «последним императором ацтеков». Формально это не так. Хронологически последним правителем империи стал его племянник Куаутемок. Именно он по мнению французского историка Милоша Кролиша «Без всякого колебания он вовлек весь свой народ в чудовищное коллективное самоубийство». Тем не менее, гибель ацтекской империи  историки справлеиво связывают с правлением Монтесумы. 

 

Монтесума Шойкоцин и Эрнан Кортес

О Монтесуме написано очень много, его фигура, как и история подвластного ему народа, окутана ореолом загадочности, что неизбежно привлекает любознательных читателей и в то же время ведет к «романтизации образа». Кем же был Монтесума: предателем своего народа или жертвой во имя него? Известный историк Наталья Басовская отмечает, что Монтесума, как исторический образ и историческая личность, отражает результат взаимного непонимания двух цивилизаций. Он стал своеобразным символом «несостоявшегося диалога культур», а потому разговор о Монтесуме невозможен в отрыве от истории, культуры и исторической судьбы его народа, которая так же мифологизирована, как и личность её последнего монарха.

Ацтеки: образ в культуре, мифологизация и битва интерпретаций

В общественном сознании цивилизация ацтеков прочно ассоциируется с кровавым обрядом человеческих жертвоприношений, который считается основой религиозного культа ацтеков и стал символом их «дикости». Часто пишут, что человеческие жертвоприношения у ацтеков достигали огромных масштабов. В жертву, как правило, приносили преступников и пленных из враждебных племен, захваченных на поле боя. Для воина считалось почетным, если именно его пленных приносили в жертву . Кровавое действо происходило на вершине пирамидальных языческих храмов «теокалле», жертву укладывали на алтарь и вырезали сердце. Для захвативших империю испанцев обряд жертвоприношений стал одним из главных поводов для «обеления» себя и обоснования собственной цивилизационной миссии в Америке.  

Этот ужаснейший обычай был неоднократно описан в литературе, кинематографе и даже в документальных фильмах об ацтеках во главу угла нередко ставилась именно тема жертвоприношений. Идея о том, что гибель индейской цивилизации была «расплатой за человеческие жертвоприношения» высказывались нередко. Подобное «нематериалистическое» представление исторического процесса рифмуется с идеей Вернадского о «ноосфере». В истории ацтеков «рациональное» и «иррациональное» причудливо переплетаются.

Одно из самых известных классических воплощений образа Монтесумы и истории падения ацтекской империи в мировой литературе – роман английского писателя Райдера Хаггарда «Дочь Монтесумы». В основе сюжета этой книги лежит вымышленная история, но при этом книга получилась «историчной» по своему посылу, отражающей неоднозначность и противоречивость этого самого рокового «столкновения цивилизаций». Как и по любой художественной книге, учить историю завоевания Кортесом Ацтекской империи по этому роману не стоит, тем не менее, некоторые моменты автору удалось передать очень точно.

Англичанин Райдер Хаггард, как и многие другие авторы произведений в разных жанрах и видах искусства, уделяет большое внимание человеческим жертвоприношениям, делая акцент на бесчеловечности и дикости этого обычая. В то же время автор задается вопросом: а что, если бы индейцы первыми добрались до Европы и увидели пылающие костры инквизиции, для которых испанцы во имя своего бога заживо сжигают людей? Если задуматься, то этот «христианский» обычай может показаться не менее диким и не цивилизованным. Учитывая тот факт, что автор книги — англичанин, негативная оценка действий испанцев в Америке вполне логична и понятна, но в данном случае посыл автора вполне очевиден: испанцы и индейцы «стоили друг друга». И «диалог культур», о котором так много говорят и пишут исследователи применительно к разным сюжетам мировой истории, в данном случае оказался просто невозможным по историческим, ментальным и цивилизационным причинам, что очень четко прослеживается в художественном произведении Р. Хаггарда.

Существует мнение, что «гибель индейской цивилизации» — это расплата за человеческие жертвоприношения. Подобную мысль в духе учения Вернадского о «ноосфере», высказывал в своей лекции, в частности, историк Вячеслав Иванов. Казалось бы, в этой идее нет ничего материалистического, рационально объясняющего исторический процесс, построенный на причинно-следственных связях. Даже художественная классика английской приключенческой литературы, показывая двойственную «грешность» и в то же время «неизбежность» гибели ацтеков, кажется более логичной. Однако, в ацтекской истории причудливым образом переплетается рациональное и иррациональное. История этого народа оказалась сильно мифологизирована. Тому есть чисто объективные исторические причины. Во-первых, уже упомянутое желание испанцев себя оправдать, пронизывающее испанские источники о Конкисте, и последующие интерпретации, на которые оказывали влияния политические и культурные факторы, а, во-вторых, сложность дешифровки и последующего толкования ацтекских источников, созданных при помощи рисуночного письма. Эти источники преисполнены мифами и преувеличениями, и созданы народом с совершенно иными представлениями о мире, что в свою очередь находит отражение в понимании истории этого народа. Ацтеки имели мощную мифологическую традицию, определившую культурный код этого народа. Эта мифологическая традиция оказалась неизвестной и непонятной испанцам, они смотрели на неё со своей «католической» цивилизационной колокольни. В результате произошло «нарушение цивилизационного диалога», и «взаимонепонимание» культур исторически сложилась не в пользу ацтеков. История этого народа стала полем «битвы интерпретаций», в которой один ми, наслаивался на другой, и отделить мифологию от реальности стало очень сложно, практически невозможно. В Америке испанцы столкнулись совершенно с «новой» для себя цивилизацией: различны были представления о мире, способе думать, вести хозяйство и войну. Так кто же такие были эти загадочные ацтеки и что мы знаем об этом народе?

Что мы знаем об ацтеках?

Само название народа «ацтеки» происходит из мифа, который сформировался уже в эпоху возникновения ацтекской государственности. Слово «ацтек» в переводе с языка науа, на котором говорили представители этого народа, обозначает «некто из Ацтлана» — мифологической страны, считающейся прародиной ацтеков, которая, согласно легенде, находилась на севере, то есть примерно на территории современных США.

Где предположительно находился Ацтлан — указано на этих картах

Считается, что ацтеки пришли с севера на территорию современной Мексики в X веке, основав здесь своё государство, ставшее сердцем мощной империи. В названии современного латиноамериканского государства также нашла своё отражение ацтекская мифология. Мекситли – одно из «имен» верховного ацтекского бога, бога войны. Есть и другая версия происхождения названия современной страны и её столицы, и она также связана с ацтеками. У этого народа есть и другое название – мешики, соответственно и Мексику можно понимать как «страну Мешиков», ведь они были первыми, кто создал на этой территории мощное государство.

Город Мехико – современная мексиканская столица, был выстроен Эраноном Кортесом на месте грандиозного города, столицы ацтекской империи под названием Тенотчтитлан, который в реалиях жителей этого региона доколумбовой Америки считался центром мира. Город этот был основан в 1324 году и считается одним из «чудес» индейской цивилизации, демонстрирующей глубину инженерной мысли этого народа. Город был построен на острове в озере Тескоко, таким образом, у города был «естественный ров» служивший преградой для врагов. Однако, столица разрасталась и для её расширения пришлось засыпать озеро.

Макет города Тенотчтилано (Мехико, Мексика)

Тенотчитлан был огромным городом, его население существенно превышало самый большой город Испании — Севилью. В «техническом плане» ацтеки, как может показаться европейскому сознанию, существенно уступали испанцам – они не знали железа и колеса. Однако, отсутствие изобретения, считающегося «основополагающим» для цивилизаций старого света, не помешало им возвести величественные теокалли и показать чудеса инженерной мысли. Вместо колес ацтеки использовали прямоугольные балки и перевозили материалы на устройстве, напоминающем сани. «Заменителем» железа для них стал обсидиан. Формально, это горная порода, то есть камень, на самом деле представляет собой нечто среднее между «камнем» и «стеклом», обсидиановые пластины были острыми, из них изготавливались ножи и мечи – грозное ацтекское оружие войны.

Тлатоани Тенотчитлана. Путь Монтесумы к власти.

Правитель ацтеков назывался тлатоани. Он считался «хозяином» земли и властелином над всеми своими подданными. Перенося на индейскую историю европейские определения, его можно назвать «абсолютным монархом». По отношению к ацтекским правителям часто используется привычное нам слово император. Одним из наиболее выдающихся ацтекских тлалоани был отец Монтесумы – Ашаякатль. При нем границы ацтекской империи существенно расширились, этого тлатоани назвали даже «ацтекским Александром Македонским». Изначально у Монтесумы было немного шансов на престол.  У Ашаякатля было много детей, по разным данным Монтесума был шестым или восьмым из них, но даже и старшие дети после смерти отца власть не получили. От Ашаякатля трон перешел не к детям, как это чаще всего происходило в монархиях «Старого света», а к братьям. У ацтеков не существовала привычного в Европе «порядка престолонаследия», новый тлатоани избирался советом знати из наиболее достойных представителей знатного рода. О «выборности» в привычном нам понимании здесь речи тоже не идет. Попросту говоря, выбирали того, кого приметит прежний Тлатоани, если на этого претендента «укажут боги». Этот обычай сыграл на руку Монтесуме. Младший из братьев отца и внуков Монтесумы I Ауитсотль умирает в  1502 году. Родившийся в 1467 году Монтесума к тому моменту был уже далеко не мальчиком. Он успел показать себя как хороший полководец и был очень набожным человеком, мог подолгу молиться. Вероятно, именно эти качества и помогли ему превзойти множество претендентов на титул «тлатоани» и побудили Ауитсотля «наметить» его в приемники. ацтекская знать формально осуществляющая выбор увидела в нём «божественную сущность». Ацтеки верили, что среди предков монтесумы был человек божественного происхождения, рожденный девственницей от бога Уицилопочтли, одного из главных божеств ацтекского пантеона.

 

Монтесума продолжит дело отца и ещё более расширит империю, при нём государство ацтеков достигнет своего рассвета. Время «пришествия» испанцев – это время наибольшего могущества ацтеков и их правителем. Монтесума считался «властелином» мира, слыл щедрым и мудрым правителем. Но не пройдет и 20 лет, как этот самый мир рухнет, а над образом Монтесумы навсегда повиснет вопрос: кто он – мудрый тлатоани или несчастный трус, испугавшийся «белокожих пришельцев».

Рост территорий Ацтекской империи

Когда пришел Кортес

Испанский авантюрист Эрнан Кортес был не первым, кто отправился в экспедицию вглубь континента. До него там уже бывали Эрнандес де Кордова в 1517 и Хуан де Грихальба в 1518, но так далеко как сеньор Фернандо никто низ них не заходил. Примечателен тот факт, что Кортес отправился в свою экспедицию без санкции наместника. Сначала тот дал добро, но в последний момент он отменил экспедицию. Поговаривают, что его испугала «натура Кортеса». Тот факт, что Кортес пренебрёг запретом, отлично его характеризует. Это был хитрый, изворотливый и авантюрный человек. И все эти качества сделали своё дело. Отправиться с «кучкой испанцев» на завоевание целого государства, казалось бы — чистой воды авантюра. Встретить на своём пути империю Кортес никак не ожидал, но ему удалось умело воспользоваться «особенностями» этого государства и той разницей в понимании государственности и ощущении «государственной принадлежности», которая существовала у ацтеков и испанцев. Переживающее рассвет государство было хоть и огромным по численности населения, но было, по большому счету, «соткано из лоскутков». Народы, подчиненные Монтесуме, были недавно покоренными, и вера в то, что Монтесума «самый великий правитель» была им навязана. Кортесу не составило труда переубедить некоторые индейские народы в том, что он представляет ещё более могущественного правителя, который правит за океаном и является «властителем всего мира». И ведь Кортес почти не врал. Карла V – короля Испании и императора священной Римской империи, в те годы действительно можно было назвать «властителем мира». Пока испанская экспедиция продвигалась к Тенотчтитлану, до Монтесумы одно за другим доходили новости о том, что подвластные ему племена с легкостью переходят под знамена белых людей из-за океана.

«Знаки судьбы» и «Дети Кецалькуатля ».

Если верить приведенной выше дате рождения Монтесумы, которая считается официальной, то к моменту прихода испанцев правителю было 52 года. Для ацтеков это число имело особое значение, оно обозначало «век», «полный цикл. Соответственно, в «приходе испанцев» сам Монтесума увидел определенный символизм. Часто говорят о том, что космологические представления и мифология индейцев, умело использованные «хитроумным идальго» Эрнаном Кортесом, сыграли свою роль в падении ацтекской империи. Существует версия о том, что, когда испанцы пришли на ацтекские земли, их изначально приняли за детей «белокожего» бога Кецалькуатля. По одной из версий этого бога представляли «белокожим» и «бородатым». То есть внешне испанцы были подобные этому богу. По приданию, унаследованному ацтеками у тольтеков, Кецалькуатль, в незапамятные времена правивший всеми племенами, отбыл за «Великое море» и обещал вернуться со своими детьми и снова править. Важно понимать, что «Великое море», как индейцы называли Атлантический океан, для ацтеков означал границу известного им мира. То есть фактически возвращение Кецетекуатля — это своего рода «второе пришествие». Исходя из этого, можно сделать вывод, что приход испанцев воспринимался набожным Монтесумой и его подданными как своего рода Апокалипсис. И пусть это только одна из версий и один из факторов, определивших крах империи, но Апокалипсис для ацтеков в конечном счете всё-таки наступил.

Жертва собственных страхов

В контексте мистических предзнаменований, верований и страха, который вселило в ацтеков появление испанцев, попытка Монтесумы «договориться миром» и выбранная ими стратегия поведения вовсе не кажется странной. Известно, что он долго избегал встречи с Кортесом, пытаясь всячески откупиться от него и показать «своё почтение», одаривал Кортеса подарками, направлял ему наложниц, одна из которых станет возлюбленной Кортеса, будет выступить переводчицей и войдет в историю под именем Марина. Именно она во время исторической встречи испанского конкистадора с индейским монархом скажет роковую фразу: «Сеньор Монтесума, я советую Вам немедленно согласиться и пойти с ними, не устраивая при этом шума. К Вам буду относиться с тем уважением, как к великому правителю, каковым вы являетесь, если Вы не пойдете, останетесь здесь, но мертвым». После чего кучка испанцев уводит индейского правителя, и он попадает в плен. Никто из стражи и подданных не может остановить происходящее. Почему? Во-первых, власть монарха была настолько беспредельна, что без его приказа никто не мог ничего сделать,и раз монарх пошел с ними, значит «так оно и надо».

Понимал ли Монтесума намерения Кортеса? Есть основания предполагать, что вряд ли. Он встретил его со всеми почестями придворного этикета и приветствовал как господина. Возможно, он понял, что «борьба бесполезна» и перед ним действительно «высшие силы». О том, как погиб Монтесума, мнения расходятся. Часто пишут, что находясь в плену, он совершил самоубийство. По другой версии, которую воспроизводит в своей книге Р. Хаггард, он поддался на требования Кортеса уговорить свой народ «сдаться с миром». Когда он вышел договариваться, в него из толпы кинули камень, который и привел к смерти. Было ли это так, и кто бросил этот камень – неизвестно. Из источников известны слова, которые сказал Монтесума перед своим народом: «Все вы умрете в столице». И ведь он оказался прав. Обезглавленные пленением императора ацтеки не могли противостоять испанцам, тем не менее, наследник Монтесумы Куаутемок был намерен продолжать борьбу и заручился поддержкой части населения.

Сокровища Монтесумы

Щедрость Монтесумы и его многочисленные подарки Кортесу только подогревали любовь к золоту, которой славились испанцы и укрепила легенду о «несметных сокровищах» Монтесумы. В погоне за ними алчные испанцы и расправились с империей. Индейские культуры гораздо спокойней относились к золоту, ассоциируя его с солнцем, того представления о «драгоценных металлах», какое сформировалась в Европе, ни у ацтеков, ни у инков не было. Для них золото  – часть культа, ритуала. Золото представляло собой ценность, но ценность несколько «иного рода», не сугубо материальную. Эта особенность индейских цивилизаций, порожденная культом солнца, отразилась в формировании представления о «несметных богатствах» этих земель. Покорители Южной Америки, «плененные блеском золота инков», безуспешно искали мифический Эль Дорадо. Покоритель Мексики Кортес жаждал заполучить сокровища Монтесумы. По одной из популярных версий, воспроизведённой, в том числе, и Дж. Р. Хаггардом, после пришествия испанцев несметные сокровища Монтесумы были припрятаны Куаутемоком и его сподвижниками. Однако, сколько ни искали их испанцы  -так и не нашли. Существовал ли «клад Монтесумы» на самом деле, остается неизвестным. Культ золота лейтмотивом прошел через историю завоевания обеих великих империй доколумбовой Америки.

Могли ли ацтеки выстоять?

Миролюбивая стратегия Монтесумы кажется вполне объяснимой. Император старался «задобрить богов», демонстрируя свои лучше качества – щедрость и мудрость, но в конечном итоге она привела бы к тому же самому результату. У империи Монтесумы не было ни единого шанса. И причиной тому, в первую очередь, – нарушение культурного диалога и особенности взаимного восприятия двух цивилизаций. При некоторых сходствах в стадиальном развитии различия были настолько велики, что эти два народа, эти две цивилизации просто не могли договориться.  На месте Тенотчтитлана раскинулся не менее величественный и разноликий испаноязычный город Мехико, всё ещё хранящий некоторые тайны ацтеков.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий