Музыкальные шоу на российском ТВ. Как зажигались звезды?

Музыкальная культура стремительно меняется, в шоу бизнесе и в музыкальном дискурсе постоянно появляются новые имена, определяющие музыкальный фон эпохи. Но ведь артист не берется из ниоткуда, и сложно стать известным на всю страну и стать частью этого самого «музыкального фона», если ты поёшь песни соседям на кухне или друзьям во дворе. В контексте поп-культуры, средоточием которой является шоу-бизнес, проблема пути к слушателю и формирования «звездного олимпа» исполнителей становится особенно актуальной и неоднозначной. С развитием интернета появляется всё больше площадок для диалога зрителя и артиста, стартовой точкой для многих начинающих исполнителей становится «ю-туб» или социальные сети, аудитория и возможности многих интернет ресурсов позволяют пользователям «наделать хайпа» вокруг своей персоны. Наряду с интернетом «проводником» массовой культуры продолжает оставаться телевидение. Некоторое время назад именно ТВ было главным «поставщиком» музыкальных звезд всероссийского уровня. В былые годы попасть на ТВ считалось великой удачей для любого начинающего артиста, и одним из самых действенных методов были многочисленные вокальные шоу, выходившие на центральных каналах. Они продолжают выходить и по сей день, оставаясь одним из самых популярных жанров в эру падения популярности телевидения. Но в масштабе массовой культуры эффект от подобных телепроектов значительно снизился, в то время как музыкальные шоу талантов подарили нам многих артистов, считающихся сегодня признанными звездами российской музыкальной эстрады. Очевидно, что вокальные шоу талантов оказали огромное влияние на формирование облика современной российской поп-музыки в том виде, в котором мы имеем её сегодня.
В одной из предыдущих статей мы вспоминали о популярных телевизионных передачах прошлых лет, по которым мы скучаем. Данная статья также окунет нас немного в прошлое, мы поговорим о развитии формата «музыкальных шоу талантов» на отечественном ТВ и об их роли в формировании поп-культуры, вспомним наиболее популярные  проекты и тех артистов, которых мы узнали благодаря им.

«Утренняя звезда»

Первой ласточкой в форме «музыкального шоу талантов» на российском телевидении стала передача «Утренняя звезда». Именно эта программа в каком-то смысле заложила фундамент постсоветской российской поп-музыки, являясь первым и единственным в то время «поставщиком» новых музыкальных звезд. Вел эту передачу Юрий Николаев, а её участниками были дети или совсем юные исполнители. Сегодня музыкальная культура 90-х ассоциируется с давно минувшим временем, а песни той эпохи воспринимаются как «ретро». Тем не менее, именно со сцены выходившей в ту эпоху «Утренней звезды» началась звездная музыкальная карьера ряда исполнителей, которые на сегодняшний день продолжают оставаться центральными фигурами русскоязычного мира поп-музыки. Достаточно назвать такие имена как Пелагея, Валерия, Ани Лорак, Сергей Лазарев.

«Фабрика звезд»

Телепрограмма «Утренняя звезда» была закрыта в 2002 году. Официальная «причина смерти» программы звучала так: «чтобы она не отвлекала внимания зрителей, от нового проекта «Фабрика звезд». Появление «Фабрики» ознаменовало собой «смену эпох» в российском музыкальном телевидении и в музыкальной культуре в целом. Очевидно, что современная российская попса проистекает из поп-культуры 2000-х годов, а попса двухтысячных в свою очередь достаточно разительно отличается по своему облику от попсы 90-х. Это слышно даже невооруженным ухом. Конечно же, в формировании поп-музыки 2000-х годов «Фабрика» сыграла важную, если не сказать решающую, роль. Она неизменно ассоциируется с целым периодом эпохи музыкального телевидения Выпускники «Фабрики» в одночасье становились «главными звездами» страны и кумирами молодежи, их хиты напевала вся страна. Несколько раз выходцы из «фабрики» представляли Россию на музыкальном конкурсе «Евровидение» и некоторые из них выступили там достаточно успешно.

«Фабрика звезд», как и многие российские программы, была не оригинальным проектом, а адаптацией западной идеи. Но для российского телевидения проект «Фабрика звезд» во многом стал новаторским. В ту эпоху стремительно набирали популярность реалити-шоу, в рамках которых участников ставили в определенные условия, выбивающие их из привычного ритма жизни. «Фабрика звезд» представляла собой своеобразный гибрид «реалити-шоу» и «музыкального телепроекта в формате ищем таланты».

Значительная часть выпускников «Фабрики», позвездив в своё время, ушли в тень, пополнив число «полузабытых имен» или стали чуть менее заметны «на передовой» российского шоу-бизнеса, продолжая ассоциироваться у слушателя исключительно с «фабричными» хитами. Другие же, напротив, сохраняют свою популярность. Победительница 2-го сезона Полина Гагарина сегодня является ведущей поп-певицей нашей страны. Новую волну популярности переживает сейчас Елена Темникова, участвовавшая в третьем сезоне проекта. Перечислять всех артистов, которых подарила нам «Фабрика», можно очень долго – проект насчитывает девять сезонов и каждый имеет своих героев. С проекта начали свой путь группа «Фабрика», Юлия Савичева, Ирина Дубцова, Виктория Дайнеко и многие другие. Из участников 7-го сезона проекта была сформирована группа «Инь-Ян», экс-участница этой группы Юлия Паршута во всей красе показала себя в проекте «Один в один» на канале Россия и состоялась в качестве киноактрисы, снявшись в нескольких фильмах. Среди выпускников «Фабрики» есть и ведущие музыкальных каналов, и рок-музыканты, и блогеры, куда ни плюнь — везде увидишь «фабричный след».  «Фабрика звезд» принесла широкую популярность и её ведущей – Яне Чуриковой, дочери знаменитой советской актрисы. Во время и после «Фабрики» для многих зрителей она стала одним из главных персонажей «развлекательного телевидения» России в целом и Первого канала в частности.

Совсем недавно имело место «возрождение» проекта «Фабрика звезд». Проект вновь появился на экранах под названием «Новая Фабрика звезд», но уже не на первом канале, а на МУЗ-ТВ. В эру всеобщего перехода на цифру этот канал входит во «второй мультиплекс» обязательных телеканалов, доступных во всех телевизорах страны, то есть условно его можно назвать центральным. Но всё же, шоу удостоилось куда меньшего внимания, его смотрели лишь преданные поклонники старого проекта, лица, активно следящие за музыкальной культурой (вроде автора данной статьи) и постоянные зрители канала МУЗ-ТВ. Место Чуриковой на «Новой фабрике» заняла Ксения Собчак, фигура которой воспринимается в обществе, мягко говоря, не однозначно. На финальном концерте проекта его ведущая попробовала себя в качестве певицы. На старте своей «президентской гонки» Ксения Анатольевна исполнила шуточную песню про то как «борются жопы с бровями за пьедестал в инстаграмме».

Разница в общественном восприятии и популярности старой и новой «Фабрики звезд» явственно показывает уменьшение значимости подобных проектов с точки зрения формирования массовой культуры. Участники и финалисты проекта не так «бомбанули» как их предшественники в предыдущее десятилетие, хотя некоторые из них и стали весьма заметными артистами. Победительница «Новой фабрики звезд» Гузель Хасанова активно появляется на телевидении, на «родном» для неё канале МУЗ-ТВ, а недавно представила слушателям новый альбом «Неизвестный исполнитель». В контексте сравнения «общественного эффекта» и популярности «фабрикантов» из разных эпох и телеканалов такое название представляется символичным.

«Народный артист»

В то время, когда умы любителей музыкальных программ занимала «Фабрика звезд», второй канал по уровню своей «прогрессивности» значительно уступал Первому. У ВГТРК возникало закономерное желание «догнать» своего «большого брата», и на канале стали  генерировать программы, схожие с теми, что шли на «Первом». Второй канал предложил зрителям «свою версию» музыкального шоу талантов под названием «Народный артист». Не удивительно, что и этот проект был «слизан» с Запада. Его «прототипом» считается британское шоу «Поп-идол». Конечно, сегодня о «Народном артисте» помнят гораздо меньше, чем о «Фабрике», и роль в становлении «пантеона» российских артистов он сыграл не столь значительную. И всё же несколько имен «родом из «Народного артиста» мы вспомнить можем. В первую очередь это финалисты и победитель первого сезона: Алексей Гоман, Александр Панайотов и Алексей Чумаков.

«Фактор А»

На «Народном артисте», который, пережив три сезона, «почил в беспамятстве» вместе с большинством своих участников, Россия- 1 не остановилась. Канал продолжал выдавать нагара музыкальные шоу талантов, адаптируя зарубежные идеи и предлагая их падкому на новые имена российскому телезрителю. Вслед за «Народным артистом» появился «Фактор-А», наша версия «X-Фактора». Вел шоу король поп-музыки Филипп Киркоров, его соведущими в разных сезонах были Владимир Зеленский и всё тот же Алексей Чумаков из «Народного артиста». Шоу почти совсем не запомнилось. Наибольшей популярности среди его участников достиг Алексей Воробьев, взорвав всю страну песней про «Сумасшедшую». Он поехал на Евровидение, где благополучно «опозорился»: занял 15 место и запомнился не песней, а скандалом, выругавшись матом в прямом эфире. Из участников «Фактора А» некоторые зрители могут вспомнить ещё Женю Отрадную с её песней «Уходи, дверь закрой».

«Главная сцена»

Самым свежим музыкальным шоу от России-1 стала «Главная сцена». Её появление можно воспринимать как «ответ» на новый «глобальный вокальный проект» от Первого, о котором речь пойдет ниже. Важным плюсом для многих Российских зрителей было правило, согласно которому петь можно было только песни на русском языке. В то время как на других каналах в исполнении ноунеймов звучали «забугорные хиты».

«Главная сцена» привлекала своей многожанровостью и разнообразием артистов. Проект явственно показал, что отношение в обществе к подобным программам изменилось, и туда шли уже не  столько «стать звездой», сколько себя показать. На «Главной сцене» были замечены и весьма известные современному зрителю и слушателю личности. Примерами могут служить певица Клава Кока и Виталий Гогунский, который знаком зрителям ТНТ как «Кузя из «Универа».  Однако, оба этих артиста обрели свою популярность вовсе не благодаря данному шоу. Оно если и сыграло роль в популяризации их имен, то совсем не значительную. В телевизионном мире и Виталий, и Клавдия ассоциируются совсем с другими каналами и проектами. И таких примеров в современной культуре можно найти немало.

«Голос»

«Главный вокальный проект страны», — так себя позиционирует шоу «Голос» устами его брутального и изрядно надоевшего ведущего Дмитрия Нагиева. И как бы кто ни относился к «Голосу», но не согласиться с его «главностью» невозможно. Современная эпоха в музыкальном телевидении – это эпоха «Голоса». Основной проект пережил уже 7 сезонов и породил две вариации, различающиеся по возрастному признаку: «Голос. Дети» и «Голос. 60+». Появление «Голоса» символизировало окончание «фабричной эры», по крайней мере на центральных каналах.  Участников, как и в предыдущих подобных проектах, готовили к выступлениям, за ними закрепляли наставников. Но этот проект уже не «производил звезд» в том виде, как это делала «Фабрика. «Голос» не столько создавал новых артистов, сколько демонстрировал уже имеющихся. В «Голосе» приняло участие немало состоявшихся артистов, некоторые из них относились к числу «полузабытых», другие пребывали в статусе «широко известных в узких кругах». Так, своим участием в шоу отметились советская певица Нина Шацкая, первооткрывательница «Евровидения» от России Мария Кац, самобытная фолк-певица Анна Пингина и главная звезда русского ню-метала, вокалистка группы «СЛОТ» Дарья «Нуки» Ставрович. Были на «Голосе» и участники упомянутых ранее проектов. Свою популярность благодаря «Голосу» «перезапустил» Александр Панайотов, на слепых прослушиваниях появилась Женя Отрадная из «Фактора А». Но наставники не отобрали ее для дальнейшего участия. Для ряда  участников, которые до «Голоса» нигде не заявляли о себе,  этот проект стал трамплином для старта карьеры. Некоторые финалисты и победители шоу после участия появлялись в других проектах «Первого канала», участвовали в «сборных концертах». Победительница первого сезона Дина Гарипова съездила всё на «Евровидение», достаточно популярными стали литовский певец Интрас Бусулис  и запомнившаяся оригинальной внешностью певица Наргиз Закирова. Но всё же по уровню популярности и месту в современной музыкальной культуре выпускники «Голоса» не сравнятся с «Фабрикантами» на момент их выхода из проекта. Причину этому можно искать в изменении отношения к телевидению и его стагнации. Но на эту ситуацию можно посмотреть и с другой, положительной стороны. «Голос» уже не создает попсу для последующего «хавания народом», как это делала «Фабрика», а показывает таланты миру. Изменилось позиционирование самого проекта и его участников.

В статье были упомянуты только шоу, которые шли на центральных каналах. В своё время эти проекты действительно формировали «дискурс поп-музыки». В последние годы на разных каналах выходило множество других подобных проектов. Их названия мало что скажут зрителю, а «Фабрику», «Народного артиста» и «Голос» в своё время смотрели все или почти все.

На примере музыкальных телевизионных шоу мы совершили самый настоящий экскурс в историю русской поп-музыки, что в очередной раз доказывает важную роль телевидения в формировании облика музыкальной поп-культуры. Телевидение продолжает оставаться площадкой для музыкантов даже сегодня, когда всё больше артистов приходят к публике «из ютуба». Об этих персонажах нужен отдельный разговор.

Рассказать друзьям:

1 комментарий

  1. А ведь когда-то я смотрела фабрику звезд. Теперь даже стыдно за это!

Добавить комментарий