Телепередачи 90-х — 2000-х, по которым мы скучаем

В последнее время фразой «Я не смотрю телевизор» уже никого не удивишь. Смотреть телевизор ныне стало не модно, а в определенных кругах и вовсе может считаться признаком «дурновкусья» Люди всех поколений активно «пересаживаются» на интернет, и телевизор во многих квартирах стал рудиментом. А ведь ещё каких то 10-15 лет назад, когда интернет был далеко не в каждом доме, да и слово «компьютер» знали не все, именно телевидение было главным поставщиком развлечений и проводником массовой культуры. Смотря передачи 90-х – 2000-х годов, многие зрители пренебрежительно восклицали «Ну и муру показывают», но всё равно смотрели за неимением альтернативы.
Включая телевизор сегодня, убеждаешься, что телевизионный контент деградировал и многие передачи той эпохи начинаешь вспоминать с благодарностью. Вспоминая то «телевизионное» время, осознаешь, что в предыдущие десятилетия было немало передач, которые действительно было интересно смотреть. В данной статье вспомним лучшие телевизионные передачи 90-х – 2000-х, которых нам сегодня так не хватает.

Антропология

Рок-н-ролл мертв – спела группа «Наив» в 2003 году. Тогда с этим утверждением можно было поспорить, ведь в 2000-х годах русский рок был как раз на подъеме, однако на телевидении рокеры в то время ещё появлялись не часто. Впервые советскому зрителю «рокеров» показала передача «Музыкальный ринг», выходившая в перестроечные годы. В самом конце XX века эстафету у этой передачи перехватил Дмитрий Дибров с его авторским проектом «Антропология».

Героями этой программы становились такие группы как «Король и шут», «Сплин» и многие другие. Сегодня эти команды представляются «грандами» русского рока, но в студию к Диброву они приходили, будучи ещё молодыми музыкантами, находясь в самом начале своей большой и звездной карьеры. В какой-то  степени эта программа стала «исходной точкой» как для «героев рок-музыки 2000-х», так и для самого телеведущего. Вот только Дибров по-прежнему регулярно появляется на центральных телеканалов, а лучшие творческие годы тех, кто приходил к нему в студию уже позади. А некоторых и вовсе нет в живых. Сегодня и рок-музыка, и телевидение переживают не лучшие времена, и в этом контексте нельзя было не вспомнить о проекте «Антропология».

Смак

Это кулинарное шоу также косвенно связано с рок-музыкой, ведь её автором и ведущим был известный рок-музыкант Андрей Макаревич. В то время, когда «Смак» выходил в эфир, лучшие времена легендарной «Машины времени» были уже позади, а новое поколение нашло новых героев. Многие представители молодого поколения ассоциировали Макаревича скорее с телевидением и кулинарией, чем с музыкой. Андрей Вадимович всегда был нестандартной личностью, и главная фишка передачи «Смак» как раз была в его «авторском подходе».

Программа прекратила своё существование по решению самого музыканта. После этого он некоторое время вел передачу «Три окна», она была схожа по формату и во многом воспринималась как «ребрендинг» программы «Смак». Позже «Смак» снова вернулся в эфир, а её ведущим стал Иван Ургант. Передача выходила вплоть до настоящего времени и была закрыта лишь в 2018. Формально программа «Смак» умерла последней из всех любимых программ прошлых десятилетий. Но «Смак» без Макаревича, это уже не совсем тот Смак, который мы помним, и передача уже не привлекала столько внимания. Сегодня фигура музыканта Андрея Макаревича воспринимается неоднозначно, а программа «Смак» стала одной из страниц его славного прошлого, также как и «золотые годы» группы «Машина Времени».

Дог-шоу

Многие передачи 1990-х – 2000-х и современные российские проекты  — это адаптации западных шоу. Некоторые передачи были слизаны подчистую, другие заимствовали только «формат» или «идею». В окружении многочисленных адаптаций оказалась передача, являвшаяся оригинальном российским продуктом и не имевшая западных аналогов. За рубежом никогда не шло ничего похожего. Называлась эта передача «Дог-Шоу» и имела подзаголовок «Я и моя собака». Вел программу сын «Павлика из иронии судьбы» — Михаил Александрович Ширвиндт.

Любителей домашних животных эта программа не могла оставить равнодушными. Благодаря этой передаче некоторые дети, выросшие в ту эпоху, выучили многие породы собак, а кое-кто под влиянием программы даже пытался тренировать своих домашних любимцев, мечтая попасть на передачу к Ширвиндту. В 2005 году Первый канал заявил об изменении «концепции вещания», и передача была закрыта. Из всех закрытых в первые годы нового века программ именно «Дог шоу», пожалуй, жальче всего, хотя бы потому, что она была «своя в доску».

Форд Боярд

Среди западных программ, адаптированных для русского зрителя особое место занимает телевизионная игра «Форд Боярд». Родиной передачи закономерно стала Франция, где расположен форт. Телеигра перекочевала во многие страны и насчитывала множество «национальных версий». Все они снимались в оригинальных декорациях французского одноименного французского форта, находящегося близь города Ла Рошель.

На российские телеэкраны «Форт Боярд» изначально пришел в виде дублированного на русский язык оригинального французского шоу.  Впервые наши соотечественники появились в Форте ровно 20 лет назад – в 1998. Ведущими игры стали Леонид Парфенов и Яна Елена Ханга.

Русская версия пережила несколько «реинкарнаций», несколько раз менялись правила и ведущие.  Пожалуй, самым запоминающимся «русским хозяином форта» был Леонид Ярмольник. За время существования «русских версий» зритель увидел как разных ведущих, так и несколько вариаций на тему «обитателя башни» по имени Фура. В первой версии 2002 года это был классический «старец», как в оригинальной программе, потом ему на смену пришли Пират, Звездочет, Скряга и даже Темный маг. В роли Фуры в разные сезоны представали колоритные и характерные российские актеры – Василий Ливанов, Александр Адабашьян, Александр Филипенко, Виктор Вержбицкий. Безусловно, участие этих артистов украсило программу.

В России «Форт Боярд» воспринимается как «передача прошлого», но на родине во Франции она продолжает идти. Так что те, кто совсем соскучился и хочет поностальгировать, могут поискать свежие французские выпуски с русской озвучкой. Хотя смотреть «Форд» с незнакомыми героями после нескольких русских сезонов уже не так интересно. Ведь мы все так привыкли переживать за наших знаменитостей. Чем черт не шутит, может быть рано или поздно, передача вернется  к нам. Хотя надо признать, что каждая следующая версия была хуже предыдущей. Последний сезон российского шоу с Валуевым и Ардовой в качестве ведущих уже не вызывал того «аутентичного» чувства, как передачи «ярмольниковского этапа». Так что, даже если и будет Новый Форд Боярд, скучать мы будем по тем версиям программы, которые выходили в середине 2000-х.  

Телепроекты Сергея Супонева: «Зов Джунглей» и «Звездный час»

Некоторые программы уходят из эфира по решению руководства канала, а некоторые «умирают естественным путем», вместе со своими создателями и «главными лицами». Так произошло с программами Сергея Супонева. На рубеже веков он был одним из самых ярких и талантливых телевизионных деятелей нашей страны и внес большой вклад в развитие детского телевидения, создав сразу несколько интересных и запоминающихся передач для подрастающего поколения.

Самыми известными из них стали «Зов Джунглей» и «Звездный час». Выделять какую-то одну из этих программ было бы не правильно, поэтому я решил объединить их в одном пункте. Я сам вырос на этих программах и лично мне были ближе «Джунгли». Вспоминаю, как я бежал к телевизору, когда начиналась заставка и звучала песенка: «Вечером в среду, после обеда». А среди моих сверстников многие, наоборот, смотрели «Звездный час» с большим интересом, чем «Джунгли».

Обе эти передачи прочно ассоциируются с фигурой Супонева, но если «Зов джунглей» это его авторский проект, то «Звездный час» придумал ещё Влад Листьев, а Сергей стал лишь последним ведущим программы. Как и его коллега и предшественник, Супонев рано ушел из жизни, и, потеряв уже второго своего «отца», программа «Звездный час» прекратила существование.

«Зов Джунглей» ещё при жизни Супонева вели двое других ведущих, но они совершенно не запомнились публике. Сам создатель планировал закрыть программу и перезапустить её в обновленном формате. После смерти Супонева этого «новый формат» программы так и не был выпущен. Никаких попыток её возродить не предпринималось.

Конечно же, в статье названы далеко не все любимые программы из ушедших десятилетий. Возможно, у Вас были свои любимые передачи, которых нет в этом списке. Какие передачи 90-х – 2000-х годов смотрели и любили Вы? Напишите в комментариях.

Рассказать друзьям:

1 комментарий

  1. Мы всей семьей любили смотреть «Угадай мелодию», и даже соревновались между собой кто из нас угадает мелодию быстрее чем участники самой программы. Сейчас ностальгируем по ней тоже всей семьей!

Добавить комментарий