Жорж Мельес — праотец современного кинематографа

Жорж Мельес
Фото взято с сайта istandist.com

Известно, что родоначальниками кинематографа считаются братья Люмьер. Однако у современного кино есть ещё один отец-основатель. Звали его Жорж Мельес. Он тоже француз, жил в ту же эпоху и даже был лично знаком с семьей братьев-изобретателей.

Благодаря Мельесу появилось многое из того, без чего нельзя сегодня представить кино. Любознательные поклонники современных блокбастеров задаются вопросами: «Кто придумал спецэффекты в кино, и когда они появились?». Ведь без них не обходится ни один современный фильм, мало-мальски претендующий на популярность и кассовые сбор. У истоков того, что мы сегодня называем спецэффектом стоял именно Жорж Мельес.

Кинокритики и историки кино отмечают, что развитие кинематографа шло по двум «параллельным» линиям: линии Люмьера и Линии Мельеса. Первая предполагала движение от «документального кино» к художественному, а вторая отталкивалась от зрелища. Сегодняшняя киноиндустрия во многом демонстрирует нам «абсолютную победу» линии Мельеса.

Судьба этого человека интересна и во многом показательна, его «изобретения» переросли своего создателя, а его популярность была обусловлена тем, что народ во все времена ценил зрелища и «диковинки». И совсем не удивительно, что спецэффекты и хитрые приёмы, придуманные Мельесом, в том или ином виде дошли до наших дней.

Жорж Мельес появился на свет в Париже в 1861 году. Факт рождения в семье заводчика, владельца обувной фабрики, казалось бы, должен был определить его будущее, но экономическая и финансовая деятельность, промышленное производство и прочая «тягомотина» никогда особо не интересовали Жоржа. Финансист из него вышел никудышный. Мельес был творческой увлекающейся натурой. Будучи сыном состоятельных родителей, он мог много времени уделять творчеству.

Началось всё с рисования. Жорж с детства полюбил это занятие, ему нравилось, как придуманные им объекты обретают форму на бумаге. Также его страстью были театр и иллюзия. Профессия иллюзиониста и стала для него «отправной точкой» на пути к созданию кино. Как известно, цирковая иллюзия — это «ловкость рук и никакого мошенничества». Но публике, сидящей в зале и следящей за выступлением фокусника, порой кажется, что он творит чудеса. Кино живет по похожим законам. Всё «нереальное», что мы видим на экране, имеет под собой вполне конкретные технические решения. В этом смысле не удивительно, что именно иллюзионист приложил руку к становлению кинематографа. Кино ведь тоже в какой-то степени «большой обман».

Родители не одобряли увлечения Жоржа, они хотели видеть в нём «продолжателя» семейного дела и серьёзного человека. Но Мельес был непослушным сыном. После службы в армии он всё-таки решает исполнить свою детскую мечту и для начала поступает в Академию Художеств. Естественно, что родители такого поступка не одобрили, пригрозив лишить его финансовой поддержки. Увлеченный художник и начинающий маг находит способ уважить родителей и при этом не остаться без финансовой поддержки. Он отправляется работать на фабрику отца. Тогда он даже подумать не мог, насколько полезным окажется этот опыт. Ведь, работая на обувной фабрике, никак не обойтись без знания механики, которую ему пришлось освоить. В совокупности с увлечением рисованием и иллюзией знание основ механики составило хороший багаж для будущих «кино экспериментов».

Следующим шагом неповиновения воле родителей стало бегство в Лондон. Здесь Жорж Мельес влачил жалкое существование, работал в обувной лавке и в свободное время осматривал город. Когда он уже хорошо изучил улицы английской столицы, пришло осознание, что здесь «нечего ловить» и стоит возвращаться домой. Но на поклон к родителям он не отправился, и стал зарабатывать на жизнь своими увлечениями.  В Париже Он стал выступать с фокусами и время от времени делал иллюстрации к журналам.

Тем временем родители смирились с выбором непокорного сына, отец пошел на примирение и не стал лишать его наследства. После смерти родителя Жорж Мельес пополам с братом унаследовал обувную фабрику. Свою долю он вскоре продал, вложив вырученные деньги в любимое дело. Случилось это в 1888 году. Казалось бы, переложив всё управление на плечи брата, Мельес мог жить припеваючи, получая доход от своей доли и спуская его на увлечения. Но он пускается в авантюру. Узнав о том, что Театр Магии и волшебства выставлен на торги, иллюзионист-самоучка загорается идеей стать его новым владельцем. Театр Эмиля Удена был для него сакральным местом, с ним были связаны детские фантазии Мельеса, и теперь он не мог позволить, чтобы «место его мечты» ушло с молотка и досталось неизвестно кому.

Встреча с новорожденным ребенком по имени кинематограф у Жоржа Мельеса состоялась в 1995 году. Отец братьев первооткрывателей Антуан Люмьер приглашает его на киносеанс. Читатель уже понял, что Жорж Мельес был человеком увлекающимся и авантюрным. Надо ли говорить, что после соприкосновения с «чудом», созданным братьями Люмьер, иллюзионист заболел новой идеей. Он даже обратился к братьям с просьбой продать им оборудование и, естественно, получил отказ. Однако, такого человека, каким был Мельес, не могло остановить даже самое строгое нет. Дело было за малым – найти других обладателей кинокамеры. Это Мельесу удается, и он начинает свой путь в зарождающемся кинематографе. Подмостки театра Магии и волшебства станут первым кинозалом.

Однажды во время съемок возникли неполадки с диковинным аппаратом. На их исправление Мельесу понадобилось около минуты. Но за это время омнибус, являвшийся объектом съемки, уехал, а на его месте встал катафалк. Просматривая отснятый материал, Мельес увидел первое кинематографическое чудо, которое он сотворил своими собственным руками. В кадре омнибус бесследно исчезал и вместо него появлялся катафалк. Так был изобретен первый кинематографический трюк – стоп-кадр, посредством которого можно создавать эффект неожиданного исчезновения и появления предметов.

В своём театре Мельес демонстрирует публике фильм «Исчезновение дамы». Выражаясь сегодняшним языком, то, что снимал Мельес, можно назвать короткометражкой или видеороликом. На экране фокусник показывал трюк, в ходе которого его ассистентка бесследно исчезала. Для того времени это было настоящее открытие, произведшее фурор среди парижан.

Взяв курс на развлечение публики, Мельес продолжает «совершать чудеса», соединяя перед кинокамерой театр и иллюзию. Все свои шедевры он снимал в павильоне статичной камерой, используя театральные декорации. Так Жорж Мельес становится первым в истории основателем киностудии.

Если братья Люмьер демонстрировали своим зрителям «движение поезда», то Мельес показывал фильмы, в которых «луна кусает за палец человека». Тем самым он встал на пороге жанра научной фантастики, который получил впоследствии бешенную популярность в кинематографе. Первым кино-творением в этом жанре можно считать «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. Этот фильм, снятый в 1902 году считается одним из лучших его созданий.

Будучи фокусником и воспринимая кино как «большой обман», Мельес стал родоначальником не только научной фантастики, но и «кино-подлога».. Используя эффекты, он создавал «иллюзию документальной хроники», якобы изображающей реальные события. Позже этот приём «возьмут на вооружение» телевизионщики. На принципах «псевдодокументалистики» до сих пор строятся многие телевизионные проекты. Зритель верит, что перед ним реальные герои, и всё что с ним происходит было в реальной жизни. На самом деле это не более, чем написанный сценарий.

После многих скитаний и творческих поисков Мельес обретает дело своей жизни. В его архиве более 500 короткометражек. Всё шло к тому, что он станет киномагнатом и навсегда впишет своё имя в историю. Имя его в истории, конечно, осталось, но вот купаться в роскоши ему было не суждено. Подвело неумение считать деньги. Первый новатор в истории мирового кинематографа влезает в долги. Студия уходит с молотка, а негативы продаются «на вес».

В эпоху, когда жил и творил Жорж Мельес, ещё не было четких представлений об «авторском праве» в современном понимании. Этот факт также сыграл свою роль в жизненных неудачах талантливого художника и никудышного бизнесмена. В истории кино Мельес много в чем стал первым. Он был и первой жертвой кино-пиратства.

Потерпев фиаско во Франции, он отправляется попытать счастье за океаном, в Соединенных Штатах. Но заработать и стать «главным лицом мирового кино» ему не удается и там.
Человек, заложивший сразу несколько важных камней в фундамент мирового кинематографа в конце своей жизни работал привокзальным торговцем. На Монапрансском вокзале он  продавал сладости и безделушки. Он скончался в 1938 году, когда киноискусство уже прочно обосновалось в культурной жизни.  А на его изобретениях и идеях прославились и сделали себе состояние совсем другие люди. История печальная, но, увы, не уникальная.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий