Романы А. Жвалевского и Е. Пастернак «Москвест» и «Время всегда хорошее»

Писатели  Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак сумели положительно зарекомендовать себя на сложном и противоречивом поприще современной литературы для подростков.  Их полуфантастические произведения несут в себе полезную для современного подростка ценностную нагрузку, смысловое содержание подается в нестандартной, игровой форме. По крайней мере такими представляются их книги «Москвест» и «Время всегда хорошее». Судить по двум произведениям обо всём творчестве писателей, возможно, не стоит, тем более что эти книги в чем-то схожи между собой. Поэтому правильнее будет остановиться только на них. Оба произведения строятся на популярном в фантастической и полуфантастической литературе приёме «путешествия во времени», но используют этот приём авторы весьма своеобразно. При схожести на уровне фабулы и очевидных общих чертах, обусловленных творческим почерком и «обликом прозы» авторов, книги получились разными по транслируемым смыслам и рассматриваемым сюжетам. Объединяет эти книги не только «история страны» и бытовой контекст разных эпох как фон для описываемых событий, но и образовательная компонента. Книги несут в себе дидактическую нагрузку. Это ценно само по себе. Но подростки, как известно, такой народ, который не любят, когда его учат. Учебы им и в школе хватает, а потому брать книгу, которая «чему-то учит» совсем не хочется, но и развлекательная литература далеко не всегда бывает бесполезна. Здесь главное -найти правильный баланс. Андрею и Евгении это удалось в обоих произведениях, и в этом видится главная ценность их творчества. Книги «Москвест» и «Время всегда хорошее» через контекст и сюжет произведения знакомят читателя с неизвестными или плохо известными им вещами.

А теперь от общих слов перейдем к конкретике и кратко рассмотрим оба произведения. Роман «Москвест» посвящен истории России, а если быть точнее – истории Москвы, о чем уже говорит его название. В какой-то степени даже можно сказать что это «учебник истории, написанный в игровой форме». Не будет преувеличением сравнить это произведение, поданное авторами как роман-сказка, с известной скандинавской детской книгой писательницы Сельмы Лагерлёф. Сокращенное название этой сказки звучит как «Приключение Нильса с дикими гусями». Ни для кого не секрет, что изначально великая шведская писательница задумывала книгу по географии своей страны, ориентированную на детей и представленную в «занимательной форме». Во всём мире эту книжку знают как сказку. Жвалевскому и Пастернак до всемирной славы, возможно, пока далеко, но в своём романе «Москвест» они сделали ровно то же самое, поставив в центр повествования исторический путь главного города России – её столицы. Фабула книги проста: лвое подростков, Миша и Маша, совсем разные по характеру, случайно встречаются возле Красной площади, в Александровском Саду, куда Мишин класс пришел на экскурсию. Ребята, возможно, никогда бы не стали близко общаться, если бы вместе не попали «в беду». Они провалились на 1000 лет назад, в то время, когда никакой Москвы ещё в помине не было. А началось всё с того, что отбившийся от класса школьник нелицеприятно высказался об одной из основополагающих школьных дисциплин – истории. К сожалению, очень часто школьники считают историю скучным предметом. Такой стереотип об истории как дисциплине, в которой надо учить много ненужного, сложился в результате подхода к преподаванию, который много лет превалировал в средней школе. А Андрей и Евгения решили взять и сесть за перо, тем самым создав полезный контент и для подростков и для взрослых, которые с этими самыми подростками работают. Ведь развенчание стереотипа – очень хороший повод для написания романа. Не правда ли? По большому счету, вся его суть заключается в «путешествиях из эпохи в эпоху» и в каждом времени участникам событий – Мише и Маше — нужно «сориентироваться» и найти «крючочки» для того, чтобы продвинуться дальше, по времени и вернуться в свою эпоху. Для этого необходимо вспомнить то, что учили в школе по истории. Художественное повествование дополняется короткими но информативным справочными вставками «Из истории», где читателю разъясняются некоторые исторические факты и сюжеты.  

Повороты сюжета книги во многом предопределены событийным и бытовым контекстом тех эпох, в которые попадают герои. «Фу, какая скука», — может подумать школьник, потенциальный читатель этой книги, но только пока он не соприкоснется с текстом. Манера повествования, подача и подход авторов к материалу с первых же страниц развеивают все подозрения в скучности, текст как будто «заигрывает» с читателями, приглашая их на увлекательную прогулку по улицам старой Москвы.

В книге «Время всегда хорошее» теме истории страны и характерным чертам эпохи «застоя» тоже уделяется немало внимания. Но она уже о другом. Эта книга — о восприятии времени, собственной жизни, о разности поколений и умении понимать друг друга на расстоянии в сорок лет. История здесь — только бытовой контекст, повседневность, в которой живут герои, но чтобы понять другое поколение и другую эпоху, нужно этот самый контекст прочувствовать. И в какой-то степени тема «живой истории» является здесь тоже одной из ключевых. По сюжету романа двое подростков мальчик и девочка, живущие в одном и том же городе, но в разное время, «меняются местами». Пионер и отличник Витя, чье счастливое детство пришлось на 80-е годы, оказывается вдруг в 2018, а наша современница Оля, не представляющая жизни без «комика» (то есть «коммуникатора» — он же «смартфон») , «компа» и интернета и общающаяся со сверстниками скорее «онлайн», чем  вживую, вдруг попадает в 80-й год, где нет никак радостей, к которым она так привыкла. Причем в новом времени у них те же самые родители, только их внешний вид и род занятий изменился сообразно тем переменам, которые произошли в общественном строе. Так, например, мелкий предприниматель стал работником завода, а партийный функционер из 80-х -крупной бизнес-шишкой.  Всё вокруг вроде знакомое -но совсем иное. И детям предстоит «найти себя» в новом времени, переосмыслить собственную жизнь, чтобы помочь своим друзьям и сверстникам преодолеть трудности, которые ждут их «в родном времени». Каждый из них сталкивается с «несуразностями» своей эпохи. Олиному классу, например, предстоит сдать экзамен «устно», так как до учителей, наконец, дошло, что дети, которые выполняют задания в ноутбуках и не отлипают от смартфонов (в романе они называются «комики», то есть коммуникаторы) совсем разучились говорить – им проще писать и, учась в одном классе, они даже не всегда знают как друг друга зовут. Для Вити же устно рассказать урок – раз плюнуть, но в своей советской эпохе у него другие сложности. Его другу грозят «большие проблемы» за то, что он угостил своих одноклассников «пасхальным куличом», испечённым бабушкой. А это трактуется пионерской организацией как «религиозная пропаганда», серьёзное преступление по советским меркам, явно не достойное современного пионера, за это из пионеров можно вылететь, как пробка. «Какая ерунда», —  скажет современный человек, зачем из мухи слона раздувать?  Но это нам так кажется, а в реальности 80-х, обрисованной писателями, всё было иначе. Разве пионеры такие уж правильные, если поступают они с человеком не правильно и не справедливо. Этим вопросом задается Оля, попав в чужое время, так как реалии эпохи и созданная «на пустом месте» проблемная ситуация не укладываются в её систему ценностей. Казалось бы, ребята могут помочь друг другу, попав в другую эпоху, но нет — «разруливать» ситуации им придется в своём времени, попробовав на себе другую жизнь, и понять, что «Время всегда хорошее». Сталкивая две эпохи авторы, конечно, немного утрируют ситуации. В 2018 году шестиклассники хоть и приросли к компьютеру, но всё же школьные учебники и «живое слово» компьютер пока полностью не заменил. Риск такого развития событий присутствует, и писатели в красках показывают нам крайность, в которую обществу опасно впадать. Изображая 1980 год, писатели тоже несколько «сгущают краску», но ради передачи основного посыла и построения сюжета это можно простить. Всё-таки перед нами не историческая книга, а скорее легкая подростковая историческая фантастика. Использование исторических сюжетов в фантастической литературе – явление не новое. На принципах «перемещений во времени» как в прошлое, так и в будущее строятся многие серьёзные произведения с глубокой исторической философией. А. Жвалевский и Е. Пастернак предложили детский, «упрощенный» вариант такой литературы. Полезность подобных книг для подрастающего поколения не может подвергаться сомнению.

Оба романа достаточно просты по задумке и по структуре, и главная идея выражается в одной фразе. Для книги «Москвест» это идея о том, что «историю надо уважать», а основный посыл книги «Время всегда хорошее» отражен в названии. Недаром классик писал «Времена не выбирают, в них живут и убирают». Писатели Жвалевский и Пастернак предоставили героям своих книг и читателям почувствовать «разные времена», ощутить нить истории и те смыслы, которые с ней передаются из эпохи в эпоху.

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий